Рынок товарного газа на 95% представлен АО «QazaqGaz» с монопольным правом на преимущественное приобретение газа.

Необходимо отметить положительный баланс рынка. Объемы производства товарного газа в 2021 году – 25 млрд кубометров превышают объемы потребления – 18 млрд кубометров. На экспорт направлено 7 млрд кубометров газа. Об этом заявил первый заместитель председателя Агентства по защите и развитию конкуренции РК Рустам Ахметов на брифинге в СЦК.

«За счёт доходов от экспорта субсидируются внутренние цены на газ. По данным нацоператора, убытки за прошлый год составили 160 млрд тенге, которые покрываются за счёт экспорта. С 2020 года экспорт сокращается в среднем на 30% из-за внутреннего потребления. По данным министерства энергетики, к 2025 году объём потребления товарного газа увеличится до 27 млрд кубометров, а дефицит газа составит 1,6 млрд кубометров. Таким образом, с 2025 года, в связи с сокращением экспорта, у нас не будет возможности субсидировать внутренние цены на товарный газ», – пояснил Ахметов.

По данным Министерства энергетики, к 2025 году объём потребления товарного газа увеличится до 27 млрд. кубометров, а дефицит газа составит 1,6 млрд кубометров.

Система формирования цен на внутреннем рынке несовершенна. Разбег цен достигает 16-кратного значения: от 600 тенге до 10 тысяч тенге за тысячу кубометров.

Ахметов считает, что не детализирована процедура формирования состава поставок на внутренний рынок. Это привело к использованию на внутреннем рынке более дорогого объёма импортированного газа из России (от 30-40 тысяч тенге за кубометр), тогда как имелась возможность поставки газа по цене 5-10 тысяч тенге за кубометр у казахстанских недропользователей.

Таким образом, как отметил представитель АЗРК, деятельность национального оператора в части формирования квот, цен и состава поставок газа на внутренний рынок не прозрачны.

Транспортировка газа

На рынке транспортировки товарного газа присутствуют субъекты естественной монополии, оказывающие услуги по магистральным газопроводам и распределительным сетям.

«Здесь 35% затрат субъектов естественных монополий («КазТрансГаз Аймак», «Газопровод Бейнеу-Бозой-Шымкент») выведены из-под государственного тарифного регулирования путем передачи технической эксплуатации газопроводов на аутсорсинг. В результате, с 2019 по 2021 годы стоимость данных работ увеличилась на 42,7%», – пояснил Ахметов.

Помимо этого, по словам Ахметова, национальный оператор ограничивает доступ к своим закупкам и на конкурентный рынок строительно-монтажных работ. К примеру, в 2021 году единым лотом «КазТрансГаз Аймак» закуплены работы по газификации регионов страны. Большим единым лотом, включающим все работы «под ключ» в разных регионах страны, закуплены услуги на более 6 млрд тенге. Победителем определен консорциум.

«Такие действия по укрупнению лота приводят к ограничению доступа к этим закупкам для малого и среднего бизнеса. За последние три года наиболее крупные закупки на сумму 770 млрд тенге представлялись лотами свыше 450 млн тенге из одного источника либо без конкурса», –отметил Ахметов.

Решение проблем

Представитель АЗРК для решения проблем предложил сохранить госрегулирование цен на газ. При этом нужно ввести механизм квотирования поставок газа на внутренний рынок с определением четких и прозрачных критериев.

По словам Ахметова, также нужно поэтапно дерегулировать рынок через увеличение реализации товарного газа на бирже. Тогда получится привлечь инвестиции и увеличить объемы добычи для решения вопроса дефицита.

Кроме того, как считает Ахметов, нужно отменить исключительное право QazaqGaz на закупку товарного газа и его реализацию на внутренний рынок. Нужен его уход в лице «КазТрансГаз Аймак» из рынка розничной реализации товарного газа.

«Предлагается механизм прямой реализации товарного газа через магистральные и распределительные сети независимым розничным поставщикам газа. Это позволит исключить из ценообразования перечисленные выше монопольные издержки национального оператора, единого закупщика газа, устранить его влияние на конкурентные смежные товарные рынки – строительно-монтажных работ, биллинга, транспорта»,- считает Ахметов.

Завершить демонополизацию данного товарного рынка предлагается к 2025 году после того, как прекратится субсидирование внутреннего рынка от экспортных доходов национального оператора.


Комментируй, делись мнением у нас в Facebook!

Получай оперативные новости дня в свой смартфон: подпишись на Orda.kz в Telegram.


Поделиться: