Нефти Казахстана не хватит для нужд европейцев?

Казахстан не может заполнить пустоту, оставленную нефтяным эмбарго ЕС в отношении России, пишет Yahoo! Finance. Подробнее – на Orda.kz.
"Взялся за гуж, не говори, что не дюж"
В самом конце 2022 года "КазМунайГаз" объявил о запуске экспорта нефти в Германию. Была установлена договорённость на поставку 1,2 млн тонн нефти по нефтепроводу "Дружба". Он проходит через Россию и Украины в страны Европы. Первые поставки начались уже с января 2023 года, сообщает источник.

Очевидно, что договорённость стала актуальной после объявления ЕС о частичном эмбарго и ограничения цен на нефть из России. Бесспорно, Казахстан обладает большими запасами нефти, но вопрос здесь в другом. Достаточно ли у республики ресурсов, чтобы играть большую роль на энергетическом рынке ЕС?
Вот что по этому поводу президент Касым-Жомарт сказал представителям ЕС.
"Страна готова использовать свой углеводородный потенциал для стабилизации ситуации на мировом и европейском рынках", – цитирует Yahoo! Finance.
Однако, как пишет Yahoo! Finance, для полноты всей картины нельзя не упомянуть Россию. Как известно, РФ выступает посредником в транспортировке нефти РК на мировые рынки. Источник напоминает, что 96% всего экспорта нефти проходит через территорию России. Столь огромная цифра говорит об ощутимой зависимости Астаны от Москвы. В частности, от хорошего уровня дипломатический отношений.
Цифры и факты
Чтобы разобраться в ситуации, обратимся к цифрам и фактам. Источник сообщает, что в 2021 году Казахстан в общей сложности экспортировал 65,7 млн тонн нефти. Из них 50 млн были отправлены в Европу через Каспийский трубопроводный консорциум (КТК) и нефтепровод "Дружба".

В мирное время зависимость не была бы проблематичной для Казахстана. Однако в 2022 году из-за российско-украинской войны Казахстан ощутил на себе неблагоприятные последствия зависимости. 2022-й запомнился частыми перебоями КТК – дошло до того, что работа консорциума временно приостанавливалась. Управляющая КТК "Транснефть" объяснила это беспрецедентными штормами и, как сообщает источник, некими минами, оставшимися там со времен Великой Отечественной.
Перебои в работе КТК вызвали обвинения в адрес Москвы. Появились высказывания, что это было попыткой принудить Казахстан к прямой поддержке России в украинском конфликте. Тем временем Астана всегда сохраняла дипломатический нейтралитет.

Впрочем, есть и более правдоподобное объяснение этих приостановок, говорится в публикации. Оно в том, что Россия пытается ограничить глобальные поставки нефти с целью взвинтить мировые цены на чёрное золото.
Нефтепотокам – быть!
Несмотря на перебои КТК, некоторые факты говорят о том, что нефть РК будет более или менее стабильно поступать на рынки ЕС.
Во-первых, Казахстан – один из немногих оставшихся союзников России. В связи с этим Москва не может рисковать отчуждением Астаны, поскольку Казахстан – важный партнёр в обходе западных санкций.
Во-вторых, Россия экспортирует часть своей нефти в Китай по казахстанским трубопроводам. Гипотетически Астана может приостановить этот экспорт в отместку за любые перебои в будущем. Впрочем, эта контрмера маловероятна и достаточно рискованная для обоих сторон.
В-третьих, Казахстан пользуется поддержкой Китая в этом вопросе. Власти КНР отреагировали на сбои в КТК в прошлом году, заморозив крупный нефтехимический инвестиционный проект Sinopec в России. Также это усилило стремление Пекина придерживаться антироссийских санкций, сообщает источник.
Логистические трудности и альтернативные маршруты
Даже если Казахстан сможет решить множество политических проблем и обеспечить стабильный поток нефти в Европу через Россию, республике придётся иметь дело с проблемной логистикой.
Трубопровод КТК и "Дружба" могут прокачивать ещё больше нефти. Но маловероятно, что Россия позволит Казахстану воспользоваться нефтяным эмбарго и нарастить экспорт за счёт Москвы. Поэтому для удовлетворения возросшего европейского спроса потребуются дополнительные экспортные маршруты. Как видно, они будут проходить через другие страны.
Правительство Казахстана уже приступило к диверсификации своих экспортных маршрутов и добавлению новых. В июле 2022 года президент Токаев подчеркнул, что для экспорта энергоносителей "приоритетным направлением является Транскаспийский маршрут". Он известен также как Средний коридор, проходящий через Азербайджан, Грузию, Казахстан и Турцию.

Республика уже успешно завершила переговоры об экспорте около 5 млн тонн нефти в 2023 году по Среднему коридору. Западный казахстанский порт Актау будет использоваться для отправки нефти в Баку танкерами. Затем она прибудет в порты Средиземного моря по трубопроводам Баку – Тбилиси – Джейхан и Баку – Супса. Этот маршрут был доступен Казахстану ещё в 2006 году, но до сих пор страна не сильно нуждалась в нём.
КТК остаётся в приоритете
Как бы то ни было, республика продолжает использовать маршруты, проходящие через Россию, вместо Среднего коридора. Всё дело в серьёзных логистических трудностях и более высоких расходах. А также в затратах.
Транспортировка нефти по КТК составляет 38 долларов за тонну, тогда как через трубопровод по Каспию – не менее 90 долларов за тонну. Как сообщает источник, такие затраты – следствие логистических проблем.
Это, в частности, использование железнодорожных цистерн, танкеров и трубопроводов, а также многократную погрузку и разгрузку грузов.
В этих условиях частные компании, добывающие и экспортирующие около 75% всей казахстанской нефти, склонны переждать войну в надежде на лучшее будущее. Превращение Среднего коридора в жизнеспособный экспортный маршрут требует целого ряда мер. Это огромные инвестиции, непрерывные переговоры и немало времени, чего заинтересованные стороны стремятся избежать.
Исходя из перечисленных факторов, будет наивно полагать, что Казахстан сможет заполнить пустоту, оставленную нефтяным эмбарго ЕС. По крайней мере в ближайшее время. А что будет дальше – оно, как обычно, покажет.
Лента новостей
- Жара и дожди: прогноз погоды на 12 июля
- «Верните нам землю!»: в Актобе люди требуют остановить строительство двухэтажного торгового дома возле их жилья
- Полицейский стрелял в подчинённых из рогатки? Инцидент в области Абай
- Китайская компания планирует построить современный порт в Актау
- Легковушка врезалась в грузовик на трассе Караганда — Астана, есть погибшие
- Казахстан снял пошлину на галлий, но закрыл вывоз меди и алюминия
- Пузырь на KASE? Миллиардер Булат Утемуратов за две недели «разбогател» на семь миллиардов долларов
- Вечные проблемы Алаколя: бизнес жалуется на свет, связь и дороги
- Триллион за год: казахстанцы спустили состояние на туризм
- С книгой о захвате власти поймали иностранца на границе с Кыргызстаном
- Акимат объяснил переезд воспитанников детдома «Баганашыл»
- Алматы превратился в Сеул: что за кино снимают в южной столице
- Известных спортсменов Казахстана отказались заселять на сборы из-за двухлетнего ребёнка
- Суд по делу о пытках фигурантов «Хоргосского дела № 1» засекретили
- Казахстан между ливнями и зноем: погода резко разделила регионы
- Гадалки, астрологи и экстрасенсы заработали почти три миллиарда тенге за год в Казахстане
- Приезжают на ногах — уезжают на носилках: скольких казахстанцев доставили санавиацией из-за рубежа
- В Павлодаре наказали ресторан, который не закрылся после массового отравления
- Главный налоговик Жамбылской области получил штраф за игнорирование суда
- Казахстанские банки могут обязать давать отсрочку «социально уязвимым» заёмщикам