Нефти Казахстана не хватит для нужд европейцев?

cover Коллаж Orda.kz

Казахстан не может заполнить пустоту, оставленную нефтяным эмбарго ЕС в отношении России, пишет Yahoo! Finance. Подробнее – на Orda.kz.

"Взялся за гуж, не говори, что не дюж"

В самом конце 2022 года "КазМунайГаз" объявил о запуске экспорта нефти в Германию. Была установлена договорённость на поставку 1,2 млн тонн нефти по нефтепроводу "Дружба". Он проходит через Россию и Украины в страны Европы. Первые поставки начались уже с января 2023 года, сообщает источник.  

"Дружба". Фото Warsaw Institute

Очевидно, что договорённость стала актуальной после объявления ЕС о частичном эмбарго и ограничения цен на нефть из России. Бесспорно, Казахстан обладает большими запасами нефти, но вопрос здесь в другом. Достаточно ли у республики ресурсов, чтобы играть большую роль на энергетическом рынке ЕС?

Вот что по этому поводу президент Касым-Жомарт сказал представителям ЕС.

"Страна готова использовать свой углеводородный потенциал для стабилизации ситуации на мировом и европейском рынках", – цитирует Yahoo! Finance.

Однако, как пишет Yahoo! Finance, для полноты всей картины нельзя не упомянуть Россию. Как известно, РФ выступает посредником в транспортировке нефти РК на мировые рынки. Источник напоминает, что 96% всего экспорта нефти проходит через территорию России. Столь огромная цифра говорит об ощутимой зависимости Астаны от Москвы. В частности, от хорошего уровня дипломатический отношений.

Цифры и факты

Чтобы разобраться в ситуации, обратимся к цифрам и фактам. Источник сообщает, что в 2021 году Казахстан в общей сложности экспортировал 65,7 млн тонн нефти. Из них 50 млн были отправлены в Европу через Каспийский трубопроводный консорциум (КТК) и нефтепровод "Дружба".

'Дружба". Картинка Bloomberg.com

В мирное время зависимость не была бы проблематичной для Казахстана. Однако в 2022 году из-за российско-украинской войны Казахстан ощутил на себе неблагоприятные последствия зависимости. 2022-й запомнился частыми перебоями КТК – дошло до того, что работа консорциума временно приостанавливалась. Управляющая КТК "Транснефть" объяснила это беспрецедентными штормами и, как сообщает источник, некими минами, оставшимися там со времен Великой Отечественной.

Перебои в работе КТК вызвали обвинения в адрес Москвы. Появились высказывания, что это было попыткой принудить Казахстан к прямой поддержке России в украинском конфликте. Тем временем Астана всегда сохраняла дипломатический нейтралитет.

Карта КТК. Картинка CPC.ru

Впрочем, есть и более правдоподобное объяснение этих приостановок, говорится в публикации. Оно в том, что Россия пытается ограничить глобальные поставки нефти с целью взвинтить мировые цены на чёрное золото.

Нефтепотокам – быть!

Несмотря на перебои КТК, некоторые факты говорят о том, что нефть РК будет более или менее стабильно поступать на рынки ЕС.

Во-первых, Казахстан – один из немногих оставшихся союзников России. В связи с этим Москва не может рисковать отчуждением Астаны, поскольку Казахстан – важный партнёр в обходе западных санкций.

Во-вторых, Россия экспортирует часть своей нефти в Китай по казахстанским трубопроводам. Гипотетически Астана может приостановить этот экспорт в отместку за любые перебои в будущем. Впрочем, эта контрмера маловероятна и достаточно рискованная для обоих сторон.

В-третьих, Казахстан пользуется поддержкой Китая в этом вопросе. Власти КНР отреагировали на сбои в КТК в прошлом году, заморозив крупный нефтехимический инвестиционный проект Sinopec в России. Также это усилило стремление Пекина придерживаться антироссийских санкций, сообщает источник.

Логистические трудности и альтернативные маршруты

Даже если Казахстан сможет решить множество политических проблем и обеспечить стабильный поток нефти в Европу через Россию, республике придётся иметь дело с проблемной логистикой.

Трубопровод КТК и "Дружба" могут прокачивать ещё больше нефти. Но маловероятно, что Россия позволит Казахстану воспользоваться нефтяным эмбарго и нарастить экспорт за счёт Москвы. Поэтому для удовлетворения возросшего европейского спроса потребуются дополнительные экспортные маршруты. Как видно, они будут проходить через другие страны.

Правительство Казахстана уже приступило к диверсификации своих экспортных маршрутов и добавлению новых. В июле 2022 года президент Токаев подчеркнул, что для экспорта энергоносителей "приоритетным направлением является Транскаспийский маршрут". Он известен также как Средний коридор, проходящий через Азербайджан, Грузию, Казахстан и Турцию.

"Средний коридор". Картинка EURACTIV

Республика уже успешно завершила переговоры об экспорте около 5 млн тонн нефти в 2023 году по Среднему коридору. Западный казахстанский порт Актау будет использоваться для отправки нефти в Баку танкерами. Затем она прибудет в порты Средиземного моря по трубопроводам Баку – Тбилиси – Джейхан и Баку – Супса. Этот маршрут был доступен Казахстану ещё в 2006 году, но до сих пор страна не сильно нуждалась в нём.

КТК остаётся в приоритете

Как бы то ни было, республика продолжает использовать маршруты, проходящие через Россию, вместо Среднего коридора. Всё дело в серьёзных логистических трудностях и более высоких расходах. А также в затратах.

Транспортировка нефти по КТК составляет 38 долларов за тонну, тогда как через трубопровод по Каспию – не менее 90 долларов за тонну. Как сообщает источник, такие затраты – следствие логистических проблем.
Это, в частности, использование железнодорожных цистерн, танкеров и трубопроводов, а также многократную погрузку и разгрузку грузов.

В этих условиях частные компании, добывающие и экспортирующие около 75% всей казахстанской нефти, склонны переждать войну в надежде на лучшее будущее. Превращение Среднего коридора в жизнеспособный экспортный маршрут требует целого ряда мер. Это огромные инвестиции, непрерывные переговоры и немало времени, чего заинтересованные стороны стремятся избежать.

Исходя из перечисленных факторов, будет наивно полагать, что Казахстан сможет заполнить пустоту, оставленную нефтяным эмбарго ЕС. По крайней мере в ближайшее время. А что будет дальше – оно, как обычно, покажет.

Лента новостей

все новости