Не пробиться в базу: иностранцы хотят жить в Казахстане легально, но им мешает технический сбой

cover Коллаж: Orda.kz

Незаметно для большинства казахстанцев в РК произошёл, возможно, один из самых масштабных технических сбоев. Полторы недели не работала база отпечатков пальцев иностранцев, за которую отвечает МВД. В начале этой недели её работу вроде бы восстановили. Но сказать, что база действует полноценно, всё равно нельзя. И тысячи иностранцев, которые обязаны сдать отпечатки для легального нахождения в Казахстане, по нескольку дней стоят в очередях. В одну из них встал и журналист Orda.kz.

Сделаем быстро?

Обязательную дактилоскопию иностранцев, желающих получить документы, дающие право на легальное пребывание в стране, в Казахстане ввели в 2024 году. Проходят её все, независимо от того, получает ли человек вид на жительство или разрешение на временное проживание. Чем эти документы отличаются, мы писали в статье о сбоях с оформлением РВП в формате онлайн.

Сначала отпечатки пальцев снимали в ЦОНах, но потом эта процедура перешла в ведение МВД. Дактилоскопию стали проводить в сервисных центрах полиции. И вскоре возникла первая проблема. У части иностранцев отпечатки пальцев в базе МВД находились, и их нужно было только верифицировать. А чьих-то отпечатков, сданных в ЦОНе, не нашлось. И «откатывать пальчики» пришлось заново. Orda.kz тогда пыталась выяснить у МВД, куда же пропала часть данных, но нам ответили, что у них ничего не пропадало.

Фото: Игорь Улитин / Orda.kz

Но в итоге процесс вроде бы наладился. Однако в конце августа 2025 года дактилоскопическая база МВД РК перестала работать. Вообще. Совсем. Отпечатки просто не снимали. Иностранцы приходили в СЦП и проводили часы в напрасных ожиданиях. В эмигрантских чатах шёл отсчёт сбоя — день, три, пять. 3 сентября, примерно через неделю после прекращения работы базы, министр внутренних дел Ержан Саденов ответил журналисту Orda.kz по этому поводу так:

«Есть такой вопрос. Там технические неполадки. Но мы сейчас приняли с Правительством для граждан меры. Технически эти вопросы решаем. За разрешением на временное проживание приходят люди, которые пытаются на длительное время остаться. Мы их регистрируем, берём адреса, но чтобы закон не был нарушен, дактилоскопируем их позже, при наладке. Мы её потом проведём. Я думаю, это часы или ближайшее будущее, то есть день. Сделаем быстро».

Но министр ошибся. Через день база действовать не начала, и через два тоже. И только в понедельник по мигрантским чатам пронеслось: «Заработало!» Это нам подтвердили и в МВД. В СЦП ломанулись десятки людей, кто пытался сдать отпечатки пальцев до этого. В центрах тут же образовались огромные очереди. В одной из них на следующий день оказался и журналист Orda.kz.

День первый

Да, журналист Orda.kz оказался в очереди на дактилоскопию, потому что он иностранец. Ну вот так вышло, что бирюзового паспорта у него нет, а желание жить и работать в Казахстане есть. Поэтому утром 9 сентября, в назначенную миграционной полицией дату, он переминался с ноги на ногу у дверей одного из сервисных центров полиции Алматы. Вокруг него стоял полнейший интернационал: студенты из Китая и Индии, рабочие из Узбекистана, даже цифровые кочевники из России.

Все они записывались в длинный список, по которому планировали пройти очередь на отпечатки. Электронных очередей в СЦП нет. Кто-то записывался и отходил в ближайший двор, чтобы посидеть на скамейках — их около СЦП тоже нет. Кто-то примостился прямо на ступеньках крыльца или на бетонных тумбах.

Ещё всех смущал другой список, который уже висел на дверях сервисного центра. Что это за перечень, никто не понимал. Но тут подошла группа туркменистанских студентов, и тот из них, что говорил по-русски, объяснил:

«Это вчерашний список. Тех, кто вчера пройти не успел. Нам сказали сегодня приходить».

По уже образовавшейся толпе пронёсся стон. В старом списке было около 40 человек. В новом к тому моменту цифра перевалила за 30 (позже она перевалит за 70). Был ещё список тех, кто подаёт документы на ВНЖ, но их эта проблема пока не касалась. Хотя страх в их глазах читался. Потому что если через две недели базу не восстановят, им предстоит то же самое.

В 9:00 открылись двери СЦП. Толпа зашла и... ничего не произошло. Вообще.

«База не работает!» — крикнула одна из сотрудниц центра.

Это означало, что сдать отпечатки нельзя не только в одном из районных СЦП Алматы, но вообще по всему Казахстану.

Большинство фразу поняло и приуныло. Не приуныли только индийские студенты, потому что не поняли. Но после фразы «The base not working» приуныли и они. А тем, кто записывался в «сегодняшний список», уныния добавила сотрудница центра.

«Те, кого нет во вчерашнем списке, вы до обеда точно не сдадите. Смотрите сколько людей надо принять, а база ещё не запустилась. Приходите после 14:00», сказала она.

Кто-то действительно ушёл. Кто-то остался и стал свидетелем того, как база заработала! В 10:45. А сотрудница СЦП оказалась права: из «сегодняшних» до обеда «пальчики» не взяли ни у кого. Да и у «вчерашних» у минимума. К тому же оказалось, что у кого-то из «вчерашних» отпечатки в базе не сохранились и они их будут пересдавать.

А после обеда база снова первые полчаса не работала. В толпе по этому поводу пошутили, что она прогревается, как автомобиль. Шутки шутками, а смешного на самом деле было мало. Очередь двигалась далеко не быстро. Проходили «вчерашние» группами по странам: граждане КНР, граждане Узбекистана, граждане Туркменистана. Как объяснила одна из женщин, эти люди ещё накануне оставили паспорта в СЦП:

«Мы тоже граждане КНР и могли бы сейчас так пройти. Но мы побоялись паспорт оставлять и теперь заново стоим».

А вот граждан Индии несколько раз попытались отправить домой, чтобы они пришли через два дня, потому что виза у них заканчивается в конце сентября. Но они не уходили. 

«Я хожу сюда уже третий день, кто-то из моих друзей тоже, кто-то пришёл вчера. И все эти дни мы не можем сдать отпечатки пальцев. Может быть, сегодня будет шанс?» еле сдерживаясь, возмущалась на английском одна из индийских студенток.

Но нет, как оказалось, шанса не было. Примерно к 17:40, казалось, поток «вчерашних» иссяк и хотя бы кто-то из «сегодняшних» успеет сдать отпечатки. Но тут внезапно к аппарату дактилоскопии выстроилась очередь из «вчерашних» узбекских студентов. И «сегодняшние» потянулись к выходу. Но, надо отдать должное сотрудницам СЦП, у всех «вчерашних» отпечатки сняли.

Фото: Игорь Улитин / Orda.kz

День второй

10 сентября, место действия то же, только теперь «сегодняшние» стали вчерашними. Они уже как бывалые объясняли тем, кто пришёл записаться, что они могут внести себя в список и идти гулять до завтрашнего дня. Кто-то верил, кто-то решил тоже попробовать пождать.

В 9:00 иностранцев снова запустили в СЦП и, как и днём ранее, они услышали:

«База не работает!»

В толпе снова прозвучали шутки. На этот раз, что, может быть, базу, подобно доменной печи, не стоит выключать.

Вообще, казалось, что это «день сурка». Но нет. 11 сентября база не работала до 11:20, то есть ещё дольше. За это время журналист Orda.kz написал пресс-секретарям Правительства для граждан и МВД с просьбой объяснить: что вообще с этой базой происходит? В Правительстве для граждан ответили, что обращаться нужно в МВД. В МВД не ответили ничего.

Но за эти два с половиной часа хоть у кого-то был повод для радости. Около 11:00 одна из сотрудниц громко зачитала какой-то документ МВД, согласно которому те иностранцы, у кого подходят сроки окончания действия визы или РВП, могут подавать документы на их продление без дактилоскопии. Девушка-россиянка, у которой как раз приближался конец срока действия РВП, выбегала из СЦП с такими радостными криками, что опубликовать их в тексте запрещает закон. Часть других иностранцев покинула сервисный центр более спокойно.

Кстати, журналист Orda.kz поинтересовался у сотрудников сервисного центра: если иностранцы с РВП ранее уже сдавали отпечатки пальцев, то, может быть, можно использовать эти же данные. Но ему ответили, что это другое.

Не обошлось и без напряжённых моментов. В СПН едва ли не строем вошла группа курсантов из Кыргызстана в сопровождении некоего человека в гражданском. В смысле, в футболке и спортивных штанах. На вопрос, когда они записывались, этот некто ответил, что они без очереди. Людей, которые уже больше суток в этой очереди стоят, такое заявление, мягко говоря, удивило. Но конфликта не произошло. Сотрудницы повторили курсантам из соседней страны примерно то же самое, что и всем гражданским иностранцам. После чего группа будущих военных так же, почти строем, из СЦП ушла.

А журналист Orda.kz в итоге всё-таки попал в число тех счастливчиков, которые сдали отпечатки пальцев. Но на этом всё не закончилось.

Каждому из мигрантов выдаётся ещё и справка о прохождении процедуры дактилоскопии. И у неё должен быть отдельный номер. И это занимает намного дольше времени, чем сама процедура дактилоскопии. А всё опять потому, что полноценно база так и не заработала.

Ждать номера справки журналист Orda.kz вышел на улицу, где столкнулся с одним из вчерашних индийских студентов. Молодой человек, узнав собрата по несчастью, широко улыбнулся и радостно выпалил:

«Я был на занятиях, когда мне позвонили из посольства и сказали, что база работает. Сказали, чтобы я быстрее ехал сюда. Вы уже закончили? Получили документы? Как думаете, у меня получился сегодня?»

Узнав, что процедуру журналист прошёл не до конца, индиец немного расстроился, но на словах «может быть, у вас будет шанс» снова повеселел.

А тем временем прошло больше двух часов, и номер справке так и не присвоили. Сотрудница СЦП с грустью показала на кучку бланков у неё на столе и сказала:

«Вот эти сегодняшние, ни по одному номера нет. А вот ещё вчерашние лежат, тоже без номеров».

На момент публикации этого материала номера справки у журналиста Orda.kz так и нет.

Сколько ещё ждать полноценного восстановления базы отпечатков пальцев для иностранцев, наверно, пока не скажет никто. Как видим, даже у министра чёткого ответа на этот вопрос нет.

А помните, в 2023 году дактилоскопировать хотели ещё граждан Казахстана, получающих удостоверение личности. Но от идеи отказались. Страшно представить, что творилось бы, если бы база отпечатков «легла» и в очередях стояли не тысячи иностранцев, а миллионы казахстанцев.

Читайте также: 

Лента новостей

все новости