Не друг, не враг, а так. The Diplomat пишет, как менялась политика Казахстана по отношению к Афганистану 

cover

Афганистан может соединить Центральную Азию с портами Южной Азии, что важно и выгодно для Казахстана, несмотря на ряд рисков от взаимодействия с Талибаном, пишет The Diplomat. Orda.kz перевела для вас материал и рассказывает об основных его тезисах.

Различные ограничения в отношении северных торговых путей, а также опасения введения вторичных санкций побудили власти Казахстана искать новые рынки, торговые пути и экономические возможности.

Власти республики стремятся получить доступ к морским портам Южной Азии, помогая в развитии маршрутов через Афганистан. Это требует от Казахстана укрепления сотрудничества с другими странами Центральной Азии, а именно с Узбекистаном, который сейчас управляет строительством трансафганского железнодорожного маршрута от Термеза через Мазари-Шариф, Кабул и далее в Пешавар, Пакистан.

Этот шаг можно рассматривать как попытку казахстанских властей диверсифицироваться и уйти от сильной зависимости от Кремля в сочетании с тщательно продуманной сбалансированной позицией по отношению как к Соединённым Штатам, так и к России.

Впрочем, есть и альтернативное мнение, согласно которому Россия сама «мягко подталкивает» Казахстан на юг — Москва также может извлечь выгоду из торговых путей, ведущих через Центральную в Южную Азию. В частности, через Афганистан. 

«Международный транспортный коридор "Север — Юг" обеспечит российским товарам более короткий путь на африканский континент и обратно в Россию», — заявил в июле 2023 года Владимир Путин.

Рынок Афганистана (как импортёра промышленной и сельскохозяйственной продукции) и его торговое положение с выходом на пакистанские порты критически важны и актуальны для Казахстана. Именно это формирует его новую политику в отношении Афганистана.

Торговые отношения Казахстана с Афганистаном

Хотя Казахстан никогда официально не признавал правительство Талибана в Афганистане, он прагматично относился к контактам с ним в рамках поддержки торгово-экономических отношений. 

Первое взаимодействие на высоком уровне между Казахстаном и правительством Талибана произошло менее чем через месяц после того, как Талибан захватил контроль в стране: в сентябре 2021 года.

Алимхан Есенгельдиев, тогда посол Казахстана в Афганистане, встретился с исполняющим обязанности министра иностранных дел Талибана Амиром Ханом Муттаки в Кабуле. Стороны обязались укреплять экономическое сотрудничество.

К примеру, в 2022 году объём торговли между Казахстаном и Афганистаном достиг рекордных $987,9 млн, что вдвое больше показателя 2021 года ($474,3 млн). А к ноябрю 2023 года товарооборот между двумя странами снизился до 583 миллионов долларов.

Недавнее решение МИДа Казахстана исключить Талибан из списка террористических организаций резонирует со словами Серика Жумангарина: «Политика политикой, экономика экономикой». Он сказал это во время обсуждения торговли с Афганистаном, в котором тогда к власти пришли талибы. 

The Diplomat называет подход Казахстана «прагматичным и практичным», учитывая, что Афганистан уже стал крупным рынком сбыта казахстанской продукции.

А в январе 2023 года Афганистан вошёл в десятку крупнейших торговых партнёров Казахстана благодаря экспорту в страну локомотивов на сумму 133,8 миллиона долларов. Для сравнения: экспорт одного локомотива был равен объёму совокупной месячной торговли Казахстана с вместе взятыми Кыргызстаном и Азербайджаном.

Казахстанско-афганский бизнес-форум, прошедший в апреле 2023 года в Кабуле, стал своего рода вехой в укреплении существующих связей: тогда стороны объявили об открытии казахстанского торгового дома в афганской столице. 

Казахстанско-афганский бизнес-форум. Фото: TuraNews.kz

Интересы Казахстана в сфере транспорта и логистики

По данным издания, Казахстан заинтересован в участии в реконструкции и развитии инфраструктуры Афганистана, особенно в сферах транспорта, энергетики и сельского хозяйства. Об этом свидетельствует встреча Муттаки и Есенгельдиева в марте 2023 года, когда стороны обсудили развитие железнодорожной системы Афганистана.

Казахстан уже предпринял шаги, чтобы помочь восстановить железнодорожный потенциал Афганистана. Управление железных дорог Афганистана и казахстанская компания Integra Construction подписали контракт о возобновлении строительных работ на ветке от станции Розанак до станции Рабаттарян (43 километра) в октябре 2023 года.

Хотя Казахстан не граничит с Афганистаном, возможно, именно это подтолкнёт власти республики к углублению сотрудничества с другими странами Центральной Азии, особенно с Узбекистаном, в строительстве трансафганских транзитных и логистических проектов.

Участие Казахстана в горнодобывающей промышленности — ещё одно преимущество для крупнейшей центральноазиатской республики. 

Афганистан богат такими ресурсами, как медь, золото, драгоценные камни и другие. На основании исследования лишь 30 % территории Афганистана Геологическая служба США (USGS) оценила ресурсное богатство страны примерно в триллион долларов. Представитель Талибана Забихулла Муджахид недавно заявил, что казахстанские компании будут инвестировать в горнодобывающий сектор, производство энергии и гидроэнергетические проекты в 2024 году. 

Внутренние мотивы

Главным фактором внутренней политики Казахстана, который влияет на его нынешний подход к Афганистану, являются недавние кадровые перестановки. 

В сентябре 2023 года тогдашний министр торговли и интеграции Серик Жумангарин, известный своими прагматичными взглядами на подходы Казахстана к Афганистану, был назначен на должность вице-премьера. Это указывает на поддержку его взглядов на высшем уровне.

Более того, также в сентябре 2023 года объявили о создании Министерства транспорта. Это свидетельствует о готовности страны уделить особое внимание инфраструктурным и транспортным проектам как внутри страны, так и за рубежом.

В канун прошлого года Казахстан направил в Кабул нового посла Алимхана Есенгельдиева. Он встретился с Муттаки 29 декабря.

Страх и недоверие: ложка дёгтя в казахстанско-афганских отношениях

Дополнительный внутренним фактор, влияющий на политику Казахстана, — общественное мнение относительно активного сотрудничества с Афганистаном. Казахстанский эксперт Эльданиз Гусейнов из экспертно-аналитического центра Heartland рассказал The Diplomat, что состоявшийся в апреле 2023 года казахстанско-афганский бизнес-форум вызвал определённую критику и опасения среди части населения Казахстана. Люди выразили страх перед сближением своей страны с государством, которым управляет «террористическая группировка».

Фото: Reuters 

 Формируя свою новую политику в отношении Афганистана, правительство Казахстана должно принять во внимание тот факт, что правительство Талибана до сих пор не признано международным сообществом. Не секрет, что это придаёт отношениям элемент непредсказуемости.

Другая важная проблема заключается в том, что, по данным Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ), на территории Афганистана действуют более 20 террористических организаций общей численностью около 10 тысяч человек. Их присутствие представляет собой потенциальную угрозу для всего региона. Это вызывает беспокойство, поскольку для эффективного использования потенциала трансафганских железнодорожных маршрутов необходима безопасная среда.

Для полной реализации торговых маршрутов, которые соединят Казахстан с основными торговыми портами Южной Азии, республике будет важно продолжать развивать связи с Узбекистаном. 

Кроме того, политике Казахстана в Афганистане может отчасти помешать членство Астаны в Евразийском экономическом союзе. Требование консенсуса внутри союза относительно определённой торговой политики может осложнить амбиции Казахстана в Афганистане. Или, по крайней мере, это может подорвать способность Казахстана самостоятельно развивать такие экономические и торговые отношения.

В то же время, если в Афганистане сохранится даже такой «худой мир», политика Казахстана в этой стране будет прагматично продвигаться вперёд по мере углубления двустороннего сотрудничества. 

Перевод: Тамерлан Салык

Лента новостей

все новости