«Наследники»: прощаемся с лучшим сериалом о происходящем сейчас в мире

cover

Уже сегодня, 28 мая, выйдет заключительный эпизод одного из самых громких, увенчанных многими наградами современных сериалов – «Наследники». Подходит к концу финальный, 4-й сезон. По обещаниям создателей, последняя серия будет длиться 90 минут, в отличие от остальных, в час длиной. «Наследники» дважды – в 2020 и 2022 годах – становились обладателями «Эмми» и «Золотого глобуса» в категории «Лучший драматический сериал». «Наследники» – это явление, о котором говорят уже пять лет. В чём же его секрет?

Конечно, это не первый и не единственный отличный сериал от тяжеловеса индустрии HBO Max.

Но, пожалуй, что выделяет «Наследников» – это физически ощущаемый zeitgeist, дух времени.

Здесь абсолютно всё отсылает к ежедневным новостям, которые мы читаем. К приложениям, которыми пользуемся. К стримингам, которые смотрим. Это сериал про сегодня – в каждой серии, в каждой сцене.

Борьба за власть в моментально узнаваемом современном мире, на фоне разворачивающегося XXI века с его характерными чертами. Борьба либеральной и консервативной идеологий, новой этики и патриархата, телевидения и онлайн-медиа.

«Наследники» в той или иной степени ссылаются, кажется, на абсолютно все громкие явления: от скандала с Джеффри Эпштейном и президентства Дональда Трампа до покупки «Твиттера» Илоном Маском. И приправлено это самой что ни на есть блестящей сатирой. Куда же без неё, ведь одним из генеральных продюсеров значится Адам Маккей («Игра на понижение», «Не смотрите наверх»), а в режиссёрах – Майк Майлод, недавно снявший отличное «Меню» с Аней Тейлор-Джой и Рэйфом Файнсом.

Однако наибольшая заслуга в великолепии «Наследников» принадлежит шоураннеру и главному сценаристу Джесси Армстронгу. От него – интенсивность и динамика повествования, шекспировская драматургия с мощными, объёмными характерами, искрящиеся остроумием и эрудицией диалоги. Помимо заслуженных наград, «Наследников» разобрали на цитаты – в Instagram и Twitter десятки пабликов, посвящённых хлёстким диалогам из сериала.

Сюжет «Наследников» развивается вокруг могущественного американского семейства Рой, принадлежащего к 1% правящего класса. Патриарх клана, доминирующий тиран Логан Рой, создавший и управляющий семейной империей Waystar Royco, в начале сериала в результате инсульта становится на какое-то время недееспособным. И начинается яростная схватка за право стать преемником между его взрослыми детьми – сыновьями Кендаллом, Романом и дочерью Шивон. Ещё есть сын от первого брака Коннор, которого привыкли не воспринимать всерьёз. Плюс члены совета директоров, конкурирующие компании, бывшая и нынешняя жены Логана и много других заинтересованных лиц.

Waystar Royco – глобальный медиа-конгломерат. Вроде реальных гигантов Sony Group Corporation, The Walt Disney Company или «матери» самого HBO – Warner Bros. Discovery. Только в какой-то момент молодые Рои понимают, что идеология и активы семейной империи порядком устарели: нужно серьёзное переосмысление ценностей, а также продвинутая стриминговая платформа и новостной портал.

Джесси Армстронг когда-то лелеял так и не исполнившуюся идею сделать фильм о клане Мёрдоков и медиаимперии Fox Corporation. И тут, конечно, напрашивается параллель между Роями и кланом во главе с Рупертом Мёрдоком. Хотя также есть отсылки к Кеннеди, Хёрстам и Карнеги.

Waystar Royco, как и Fox Corporation, имеет консервативно-республиканскую направленность и включает в себя несколько новостных телеканалов во главе с ATN – а-ля Fox News. Плюс множество газет, киностудия Waystar Studios (которую в сериале изображает Warner Bros.), подразделение развлекательных парков, круизных лайнеров, люксовой недвижимости и… космические спутники. Это, очевидно, кивок в сторону Илона Маска и SpaceX.

Притом, что «Наследники» – бесспорно, сатирический взгляд на современный мир, в то же время это и сильнейшая драма с мощными конфликтами и героями. В момент, когда зритель начинает смеяться над очередным остроумным поворотом, создатели не дремлют и оглушают его настоящей античной трагедией.

В противостоянии Логана и его отпрысков, в особенности со старшим сыном Кендаллом, есть явная отсылка к древнегреческому мифу о боге Кроносе, пожиравшем собственных детей из страха, что они свергнут его и займут трон.

А ещё всё происходящее напоминает одновременно и контент… канала Animal Planet – если вспомнить схватки из мира крупных хищников, яростно дерущихся между собой и охотящихся на более слабую дичь.

Говоря о «Наследниках», невозможно не упомянуть сильнейшие актёрские работы как основного состава, так и исполнителей второстепенных ролей. Cамый опытный здесь – Брайан Кокс (Логан Рой). Великолепные роли у Джереми Стронга (Кендалл Рой), Сары Снук (Шивон Рой), Кирана Калкина (Роман Рой) и Мэтью Макфейдена (Том Уэмбсганс, супруг Шивон).

Эффектные гостевые появления в сериале были у таких звёзд, как Эдриан Броуди и Холли Хантер. Большая удача «Наследников» – Александр Скарсгард в роли скандинавского вундеркинда Лукаса Мэттсона, основателя стриминговой империи в духе Netflix, символизирующего лицо новой власти и новых денег. Недаром он похож одновременно и на Илона Маска, и на Марка Цукерберга, а некоторые зрители нашли в нём и сходство с шведом Даниэлем Эком, основателем музыкального стриминга Spotify.

Другая бесспорная находка сериала – саундтрек за авторством Николаса Бриттелла. Пафосная музыка, становящаяся периодически очень пафосной (учитывая характер «Наследников») – это именно то, что надо. Заглавная тема с драматичным фортепианно-скрипичным исполнением в течение эпизодов развивается и видоизменяется. На фоне практически документально-лаконичного и мобильного, а-ля содерберговского визуального решения в стерильной сизо-серой палитре такая вычурная, барочная музыка производит ещё более мощный эффект.

«Наследники» – это, как если бы Шекспира стал пересказывать остроумный современный стэндап-комик, чем сериал и прекрасен.

Лента новостей

все новости