За полгода около четырёх миллионов человек воспользовались казахстанскими авиалиниями на внутренних и международных рейсах. К концу года число пассажиров может увеличиться до девяти миллионов, сообщает Baigenews.

По данным комитета гражданской авиации, воздушные судна можно использовать бесконечно, если правильно их обслуживать. Термин «срок службы» используют для самолётов советского периода, для воздушных судов западного производства определяют структурные задачи по техническому обслуживанию.

Air Astana

Британская консалтинговая компания Skytrax в сентябре объявила результаты рейтинга лучших авиакомпаний мира, 43-е место в нём заняла Air Astana. При этом компанию признали «лучшей авиакомпанией Центральной Азии».

Всего в воздушном флоте Air Astana 35 самолётов. Каждый из них выполняет регулярные рейсы по внутренним и внешним авиалиниям. Парк представлен самолётами Boeing 767-300, Airbus A320/А320neo, Airbus A321/A321neo/A321LR и Embraer E190-E2. Средний возраст флота – четыре года. Самый последний купили 26 августа этого года – дальнемагистральный самолёт Airbus A321LR доставили из Германии.

Компания выполняет рейсы по 45 международным и 33 внутренним направлениям. Воздушное судно выполняет от двух до восьми рейсов в сутки.

Так, Boeing 767-300 может совершить до 50 000 посадок при дальности полёта 10 550 км при скорости около 900 км/ч. Салон оснащен 30 спальными местами бизнес-класса и 193 – экономкласса с индивидуальной системой развлечений.

Air Astana – единственная казахстанская компания, которая использует Airbus A320/А320neo. У модели самый низкий расход топлива, уровень вредных выбросов и минимальный «звуковой след» в своём классе.

Авиалайнер Embraer 190-E2 с изображением снежного барса собрали в Бразилии. Его доставили в страну в 2018 году. Воздушное судно стало модернизированной версией семейства Embraer E-Jets, которые эксплуатируются в Казахстане с 2011 года. В 2019 году авиакомпания получила второй самолёт Embraer 190-Е2.

Но уже в 2021 году журналисты Reuters заявили о конфликте между казахстанской авиакомпанией и бразильской. Air Astana подала в Верховный суд Нью-Йорка на Embraer с требованием возместить 11,9 млн долларов. В своем заявлении Embraer рассказал, что в ноябре 2020 года у самолёта возникла техническая проблема, но она не представляла непосредственного риска для жизни. При этом Air Astana настаивала, что была вынуждена остановить свой флот Embraer с декабря 2020 года из-за небезопасности полетов.

FlyArystan

У дочки Air Astana 10 воздушных судов типа Airbus A320, их средний возраст – менее восьми лет. Последний лайнер приобрели в мае 2021 года. Самолёты находятся в Алматы, Нур-Султане, Атырау, Актау и Шымкенте. FlyArystan выполняет рейсы по 14 международным и 24 внутренним направлениям. В среднем одно воздушное судно совершает пять-шесть вылетов в день.

Около 0,02% рейсов отменили с начала 2021 по техническим причинам. Один из инцидентов произошёл в сентябре по маршруту Актау – Актобе. Тогда компания объявила о возврате в аэропорт самолёта по технической причине, командир воздушного судна не объявлял об аварийной ситуации.

Ещё одна техническая проблема возникла у рейса Алматы – Шымкент на борту, принадлежащем Air Astana. Пассажиры FlyArystan высказались негативно о ситуации в целом.

Qazaq Air

Межрегиональная авиакомпания создана Фондом национального благосостояния «Самрук-Қазына» по инициативе первого президента. Средний возраст самолётов составляет 3,5 года. Флот состоит из пяти воздушных судов De Havilland Dash-8-Q400NG канадского производства. В 2019 году была последняя покупка.

Qazaq Air летает по 25 направлениям, в том числе осуществляет международные рейсы в Россию. В день самолёт совершает около шести рейсов. В этом году самолёты Qazaq Air выполнили 8 214 рейса, 21 – перенесли.

SCAT

У авиакомпании SCAT 26 самолётов производства США и Канады. В этом году флот пополнился тремя Boeing 737-800 NG (New Generation) и Boeing 737-9. В следующем году ожидается пополнение в виде ещё восьми самолётов.

Сегодня SCAT эксплуатирует CRJ-200, Boeing 737 (300/500/700 NG/800NG/MAX 8/ MAX9), а также Boeing-757.

В 2013 году самолёт Bombardier CRJ200 при заходе на посадку в момент ухода на второй круг столкнулся с землей. Все люди, находившиеся на борту погибли, их было 21.

От Boeing 737 MAX после трагедии в Эфиопии, где погибли 157 человек, стали отказываться. Последними стали США. В марте 2019 года КГА временно приостановил эксплуатацию Boeing 737 MAX авиакомпании SCAT. В казахстанском реестре всего одно воздушное судно, SCAT эксплуатирует его с 2018 года.

Boeing 757 перестали производить в 2004 году, но его эксплуатируют на рейсах средней дальности. За все годы разбилось 10 самолётов, в шести из них погибло много людей.

Поделиться: