Нам Карачи, им Хоргос: зачем Казахстану сотрудничество с Афганистаном

Три последних дня прошли в Алматы под флагом Афганистана. Сначала 20 октября в КЦДС «Атакент» открылась выставка афганских товаров. А 22 октября бизнесмены и чиновники двух государств собрались в гостинице «Казахстан» на бизнес-форум. На нём-то и обсуждалось — зачем, собственно, Казахстану нужен Афганистан, а Афганистану — Казахстан. Orda.kz готова об этом рассказать подробно.
Дорога к морю
Возможно, чаще всего на казахстанско-афганском форуме звучали слова «транспорт» и «транзит». Уже хотя бы потому, что и Казахстан, и Афганистан с точки зрения мировой логистики находятся на выгодных торговых путях. Долгое время разница была только в том, что в Афганистане шла непрекращающаяся война. При всех спорных решениях, принятых правящим движением «Талибан», боевые действия если не прекратились окончательно, то сведены к минимуму. И теперь нынешние власти Афганистана громко заявляют, что не просто готовы, а очень хотели бы использовать своё выгодное транспортное положение. Звучало это и на форуме в Алматы.
«Мы намерены вернуть Афганистану роль важного транзитного государства. Транзит может стать важнейшим мостом между государствами. Нужно больше сосредоточиться на сотрудничестве севера и юга», — сказал министр индустрии и торговли Афганистана Нуруддин Азизи.

О выгодном транспортном положении обеих стран говорил и вице-премьер РК Серик Жумангарин. Он привёл такие цифры: за первые полгода 2024 транзитный поток автомобильных грузоперевозок из Афганистана через Казахстан составил 5000 тонн, за прошлый год их было 10 тысяч.
«Афганской стороне в целях беспрепятственного транзита афганских товаров в Китай через территорию Казахстана было предложено использовать сухой порт Khorgos Gateway для строительства логистического хаба», — сказал вице-премьер.
Правда, человек, знакомый с картой Азии, задастся вопросом — зачем это Афганистану, если у него есть прямая граница с Китаем. Граница действительно есть — ей замыкается узкий Ваханский коридор между Таджикистаном и де-юре Индией, а де-факто — подконтрольной Пакистану территорией штата Джамму и Кашмир. Афгано-китайская граница там составляет всего около 75 километров, и находится она в высокогорье. Так что ещё один путь в Китай, пусть и с довольно большим крюком, действительно может заинтересовать афганский бизнес.

По поводу же перевозок из Казахстана через Афганистан Жумангарин напомнил о планах по строительству железной дороги при поддержке нашей страны.
«Между нашими странами есть железнодорожный коридор через Туркменистан и Узбекистан. Мы заинтересованы в транзите наших экспортных грузов через Трансафганский коридор. Через морские порты Пакистана — Карачи, Гвадар — для нас открываются рынки Ближнего Востока, стран Юго-Восточной Азии, Индийского океана», — сказал Жумангарин.
И это, к слову, был едва ли не первый случай, когда представитель властей РК публично произнёс, что цель транзита через Афганистан — это выход к пакистанским портам. Да, Карачи не Шанхай и даже не Роттердам. Он входит всего лишь в сотню крупнейших портов планеты. Зато если продолжить дорогу через Афганистан, это будет максимально прямой выход к мировому океану.

По словам Жумангарина, пилотные отправки автотранспортом из Казахстана через Узбекистан, Афганистан до пакистанских портов уже были.
Но, как отметил афганский министр, для полноценного сотрудничества в транспортной сфере в Афганистане нужно развитие транспортной инфраструктуры. И на то, что с ней поможет Казахстан, там тоже рассчитывают.
Приезжайте, добывайте
Больше чем о транспорте афганцы говорили только про горнодобывающую промышленность. Речь о ней заводил каждый из спикеров-гостей. Благо в Афганистане действительно есть что добывать. Список одних только твёрдых полезных ископаемых впечатляет: золото, цинк, медь, мрамор, литий...
Последний, к слову, в современных условиях очень важен как сырьё для литий-ионных аккумуляторов. Но из-за многолетней нестабильности полноценно разрабатывать афганские месторождения никто не решался. Но теперь, как заявил замминистра горнодобывающей промышленности и нефти Шейх Зия Ульрахман Алариоби:
«В горнодобывающем секторе Афганистана сейчас лучшие условия: безопасность обеспечена, коррупция искоренена».
Как рассказал Серик Жумангарин, интерес к инвестициям в эту отрасль у Казахстана действительно есть. Он даже назвал компании, которые могли бы прийти в Афганистан: ERG Exploration, Kazakhmys Barlau, «Казатомпром». По словам Жумангарина, у них есть современные технологии для добычи твёрдых полезных ископаемых.
«Мы готовы поделиться компетенцией, квалификацией и направить в Афганистан геологоразведочные компании для создания устойчивой горно-металлургической отрасли в Афганистане», — уверен Жумангарин.

Звали афганские представители не только горнодобытчиков, но и нефтяные компании. Причём, как там рассчитывают, нефтяники из РК будут не только добывать сырьё, но и наладят его переработку.
«Афганистан имеет потенциал стать индустриальной страной», — сказал министр Азизи.
Не хлебом единым
А пока Афганистан — страна преимущественно аграрная. И товарооборот между странами соответствующий. На форуме привели такие цифры: в 2023 году оборот между странами составил 567,5 миллиона долларов. Из них 547 миллионов — это экспорт из Казахстана. И основная часть этого экспорта — сельхозпродукция. Правда, судя по данным, которые привёл вице-министр сельского хозяйства Ербол Тасжуреков, в последние пару лет структура этого экспорта заметно меняется.
Согласно данным, которые привёл вице-министр, если раньше на пшеницу, муку и семена льна приходилось 80 % всего экспорта их РК в Афганистан, то за последние пару лет объёмы этого экспорта заметно снижаются.
«В 2023 году экспорт пшеницы снизился на 53 % и составил 448 тыс. тонн по сравнению с уровнем 2022 года — 685 тыс. тонн. За восемь месяцев 2024 г. экспорт пшеницы составил 69 тыс. тонн, что в пять раз меньше уровня аналогичного периода 2023 года — 330 тыс. тонн. В 2023 году по сравнению с 2022 годом экспорт муки уменьшился на 100 тыс. тонн и составил 1,2 миллиона тонн», — рассказал Тасжуреков.
На вопрос журналиста Orda.kz, чем вызвано это снижение, вице-министр ответил, что в первую очередь дело в выросшей конкуренции, потому что Афганистан с населением в 40 миллионов человек интересен многим поставщикам. Но для Казахстана, по словам министра, он остаётся приоритетным рынком, и наша страна планирует снова нарастить зерновой экспорт.
Для этого даже планируют задействовать Бейнеуский зерновой терминал в Мангистауской области, который расположен недалеко от границы с Туркменистаном.
Может быть, этому поможет и исключение движения «Талибан» из числа террористов. Отвечая на вопрос журналиста Orda.kz, Нуруддин Азизи ответил, что народ Афганистана благодарит Казахстан за этот шаг, потому что он ослабил санкционное давление.
При этом, по словам Тасжурекова, в Афганистан идёт и другая продукция производства РК. Например, активно растут экспортные поставки растительного масла. А ещё там проявляют большой интерес к казахстанским удобрениям. Первые их поставки уже начались.
Что же Афганистан поставляет в Казахстан? Воду! Минеральную и газированную.
«Мы готовы закупать из Афганистана цитрусовые плоды, сухофрукты, гранатовый сок, пряности, хлопчатобумажное сырьё», — сказал Тасжуреков.

Во время форума Серик Жумангарин и Нуруддин Азизи подписали дорожную карту плана по увеличению товарооборота в шесть раз, до трёх миллиардов долларов. В этой дорожной карте прописана более широкая номенклатура товаров, которыми готовы взаимно торговать Казахстан и Афганистан.
Правда, для того, чтобы увеличить товарооборот, нужно сначала снять несколько барьеров, которые этому мешают. Например, Нуруддин Азизи говорил, об упрощении таможенных процессов. Ещё одна проблема, которую упомянули обе стороны – проблемы с банковскими операциями. Как объяснил журналисту Orda.kz президент торговой палаты Афганистана Аль-Хадж Хайрудин, сейчас казахстанский и афганский бизнесы проводят банковские операции через третьи страны.
Прямые же расчёты должны и упростить взаимодействие, и повысить интерес предпринимателей РК к сотрудничеству с коллегами из Афганистана.
Читайте также:
Лента новостей
- Политическое давление или расчёт Астаны: почему Казахстан выбрал Россию для строительства АЭС?
- По итогам переговоров лидеров Казахстана и Китая подписано 24 межправительственных и межведомственных документа
- «Большой урон экосистеме». В Атырау всё ещё не могут потушить пожар
- Тимур и Динара Кулибаевы отказались от миллиардных дивидендов
- Нужно больше золота: казахстанский олигарх из списка Forbes купил ещё две компании
- Подростки получили тюремные сроки за изнасилование школьницы в Таразе
- Личные данные 16 миллионов казахстанцев слили в интернет
- После сообщений о задержании Руслана Жаксылыкова полиция начала проверку
- Грозит ли Казахстану цифровая зависимость от Китая?
- Забрали телефон и выставили наркоманом: житель Уральска выиграл суд против полицейских
- В Казахстане стартовал предзаказ на Lynk & Co 03 и 09
- Бухгалтера школы из Атырау отправят в колонию через пять лет
- Бардак на Алаколе: туристы в шоке от условий на пляже
- «Оказывал давление и угрожал»: «братишка» чекиста Манапа Сарбасова изменил показания в суде
- Человека-паука, Бэтмена и Супермена задержали в Уральске
- Блогера из Атырау арестовали за видео с оскорблениями президента
- Ипотека в Казахстане подешевела: почему это хорошо и плохо одновременно?
- Власти не нашли фермы по производству популярного масла в Щербактинском районе
- АЭС вне закона: правовых норм для атомных станций в Казахстане пока нет
- У пары из Актобе родилась тройня без ЭКО