Налоговики придут к сотням казахстанских бизнесменов. А почему — секрет

cover Фото: Pixabay.com

В комитете государственных доходов рассказали, почему более 400 казахстанских предприятий внезапно попали под пристальное внимание налоговиков. И это тот случай, когда ответ звучит намного загадочнее вопроса, сообщает Orda.kz.

23 мая на сайте Минфина опубликовали график налоговых проверок, которые намерен провести КГД во второй половине 2025-го. В этом списке 444 компании, в том числе крупные аграрные предприятия, заводы, МФО, сети общепита и даже казахстанское юрлицо «Яндекс.Еды». Более того, у большинства организаций в перечне указана высокая степень риска — хотя многие совсем недавно относились к группе низкого риска.

Мы направили запрос в КГД, чтобы узнать, почему именно эти компании вдруг привлекли внимание комитета и по каким принципам оценивается риск. Ответ заинтриговал.

Для начала в КГД напомнили, что периодические налоговые проверки на основе оценки степени риска — это нововведение, которое начали применять с 2023 года взамен проверок по особому порядку. Но назначаются они точно по такой же схеме.

«Это проверки, назначаемые налоговыми органами в отношении налогоплательщиков (налоговых агентов) по результатам анализа налоговой отчётности, сведений уполномоченных государственных органов, а также сведений, полученных из официальных и открытых источников информации», пояснили в КГД.

Запомним: информация о субъектах проверок — из официальных и открытых источников. Но есть нюанс. Дело в том, что список предприятий, куда в следующем полугодии наведаются налоговики, составляли с учётом особых критериев отбора. А что это за критерии — секрет.

Согласно Налоговому кодексу, всех налогоплательщиков распределяют по трём категориям риска: низкой, средней или высокой. Часть критериев, по которым компанию относят к «рисковым», действительно есть в открытом доступе. Но налоговики учитывают ещё и закрытую информацию, о которой, естественно, никому не рассказывают.

«Степень риска рассчитывается по критериям оценки, не являющимся конфиденциальной информацией (открытые критерии), и критериям оценки степени риска, являющимся конфиденциальной (служебной) информацией (закрытые критерии). Её актуализируют раз в квартал. Закрытые критерии утверждены приказом председателя КГД от 24 декабря 2024 года № 588-ДСП “Об утверждении Порядка применения системы управления рисками по критериям, являющимся конфиденциальной информацией, не подлежащей разглашению”», — говорится в ответе КГД на запрос «Орды».

Сокращение «ДСП», как известно, означает «для служебного пользования». То есть речь идёт о внутреннем документе налоговой службы, который не проходил процедуру официального опубликования и в открытом доступе отсутствует. А значит, ни у одного из 444 бизнесменов, которые в ближайшее время увидят у себя на пороге сотрудников КГД, не будет возможности узнать, из-за чего их предприятия всего за три месяца перешли из низкой категории риска в высокую. Как оспорить назначение проверки, если невозможно даже понять точную методологию, по которой компании присвоили категорию риска?

Зато, по крайней мере, по поводу количества проверок появилась полная определённость: их будет столько же, сколько пунктов в списке, то есть дважды в одно и то же место налоговая молния бить не станет.

«Во втором полугодии текущего года в отношении каждого налогоплательщика будет проведена одна периодическая налоговая проверка: 444 проверок в отношении 444 налогоплательщиков», пояснил и.о. директора департамента аудита КГД Даурен Нургожаев.

Остаётся надеяться, что КГД не станет действовать в отношении бизнеса по принципу «ты виноват уж тем, что хочется мне кушать». Ведь не станет же?..

Читайте также:

Лента новостей

все новости