Нужна чёткая методика определения казсодержания в товарах — AMANAT

cover Источник фото: sknews.kz

Депутат Болатбек Нажметдинұлы усомнился в эффективности сертификатов СТ-KZ

На заседании Мажилиса депутат от фракции AMANAT Болатбек Нажметдинұлы поднял вопрос эффективности сертификатов СТ-KZ, передаёт Orda.kz.

Он напомнил, что в целях поддержки отечественных производителей в 2009 году был впервые введён сертификат о происхождении товара формы «CT-KZ», который является документом, подтверждающим, что страной происхождения товара является Казахстан. Выдача сертификата осуществляется в соответствии с параграфом 2 правил, утверждённых приказом министра торговли и интеграции в 2021 году.

"Для определения страны происхождения товара для внутреннего обращения устанавливается, что товар должен быть полностью казахстанского происхождения или казахстанского происхождения с учётом критерия достаточной переработки товара", - отметил Нажметдинұлы.

По его словам, если по группе товаров полностью казахстанского происхождения вопросов не возникает, то по второй группе вопросов много. Так, критериями достаточной переработки товара казахстанского происхождения являются:
1) изменение кода товара по ТН ВЭД на уровне любого из первых четырёх знаков, произошедшее в результате переработки товара (основной критерий);
2) выполнение условий, производственных и технологических операций, определённых приложением 2 к правилам;
3) изменение стоимости товара, когда доля казахстанского содержания составляет не менее 50% от стоимости готового товара.

"Анализ этих правил и законодательства касательно регулируемых и государственных закупок показывает, что не важно, какова реальная доля казахстанского содержания, главное - наличие самого сертификата СТ-KZ, - сказал депутат. - В результате это привело к отсутствию стимула к увеличению локализации или глубины переработки, к недоверию экспертизы аудиторов, к необходимости возникновения дополнительных подтверждающих статус производителя документов, как индустриальный сертификат и т. д., и самое главное - к дискредитации понятия «отечественный производитель» и демотивации предпринимателей, которые увеличивают локализацию своего производства в стране".

Сама законодательная база, по его словам, порождает споры между несколькими отечественными производителями, которые по закону имеют разные уровни казсодержания, но равный доступ к мерам поддержки.

"В этой связи, учитывая хорошо выcтроенный и практически полностью оцифрованный и открытый процесс выдачи СТ-KZ, предлагаем его усилить и внести изменения, - сказал Нажметдинұлы. - Во-первых, разработать четкую методику определения казахстанского содержания. Во-вторых, размер реальной доли внутристрановой ценности, либо продуманная балльность от уровня локализации должны стать главным критерием размера мер государственной поддержки".

Кроме того, поскольку приложение 2 к правилам "стало инструментом обхода критериев достаточной переработки", депутат считает необходимым пересмотреть его, предусмотрев возможность для каждой отрасли обрабатывающей промышленности особые условия и критерии, с учетом объёма в госзакупках и в других регулируемых закупках.

"В частности, предлагаем сделать пул товаров, наиболее востребованных в этих закупках товаров, а также сделать пилотный проект с учётом уровня локализации, закрепив в законодательстве условие градации размера государственной поддержки от размера казсодержания", - подытожил мажилисмен.

Лента новостей

все новости