Национальный Курултай, кого хочешь, выбирай – политолог о роли народного собрания

cover

Политолог и общественный деятель Ербол Едилов высказался о роли и значении Национального Курултая в современных реалиях. По его мнению, важную инициативу президента Токаева незаслуженно обходят вниманием.

Ербол Едилов:

До конца апреля остается фактически одна рабочая неделя. Вместе с уходящим месяцем заканчивается срок, который определил президент Токаев на разработку структуры Национального Курултая (Ұлтық Құрылтай). О нём он сказал больше месяца назад – в рамках Послания народу Казахстана. Однако странно было, что эта инициатива не нашла должного отклика в обществе. Возможно, она просто отошла на второй план на фоне других прозвучавших инициатив и предложений, но я считаю, что в этом плане нельзя делить это по сортам и важности. Кстати, тот факт, что по Курултаю правительство должно принять решение раньше, чем по другим предложениям главы государства, тоже говорит о его насущности и актуальности.

Признаюсь, слово «курултай» с юных пор для меня лично имеет два исторических аспекта.

Во-первых, это знаменитый Карамкумский курултай 1710 года – тогда представители всех трёх казахских жузов собрались и решили дать совместный отпор джунгарскому нашествию. Это сейчас в учебниках всё выглядит стандартно, а тогда ведь было немало тех, кто занимал выжидательную позицию или же вовсе предлагал подчиниться джунгарам, и только мощное выступление Богенбай батыра отрезвило их, и казахи решили объединиться.

Другой факт уже из новейшей истории – 30 лет назад собрался Первый Всемирный курултай казахов. Это действительно было важное мировое событие, о котором писала даже зарубежная пресса. Но важнее было для казахов – для поднятия национального духа, получения энергии на заре независимости, если так можно выразиться.

Не знаю, имел ли в виду эти аспекты Касым-Жомарт Кемелевич, когда говорил, что «Мы должны модернизировать традиции степной демократии, которые стали основой нашего единства». Но уверен, что модернизация должна быть такой, чтобы само гражданское общество и отдельные его члены поверили в это. Более того, если президент сказал, что создаваемый Национальный Курултай должен заменить выполнивший свою функцию НСОД (Национальный совет общественного доверия – Прим. ред.), то, я считаю, что он должен быть более дееспособным и энергичным, чем Нацсовет. И опять же вопрос в доверии народа. Ведь не секрет, что члены НСОД и сам Совет уже не вызывали такого ажиотажа среди казахстанцев, чем в первое время после созыва. Хотя, нужно признаться, там прозвучали неплохие инициативы, многие из которых уже реализованы. Не удивлюсь, что и идея о создании Курултая тоже исходила от Нацсовета.

А почему нет доверия? Ответ на этот ключевой вопрос прост – потому что нет достойных кадров, которые вызвали бы доверие в обществе. Но сказать просто и легко, а выполнить сложнее. Поэтому, пока правительство ещё не определилось с форматом, хочу высказаться, каким бы я лично желал видеть Ұлтық Құрылтай.

Если говорить о кадрах, то простое копирование Нацсовета и всех других общественных советов не даст нужного результата. Ставку на членах Курултая необходимо делать на тех, кого предлагает гражданское общество, а также на самовыдвиженцах. Понимаю, что некоторые места здесь уже закреплены за определенными депутатами, членами АНК и представителями гражданского альянса, которых власти хотели бы видеть в новом Совете. Однако нужно понимать, что любая власть, какой бы она ни была демократичной, хочет, чтобы воплощались в жизнь её идеи, а при этом не любит критику. Поэтому будут подбираться такие кандидаты, которые если не лояльны к властям, то уж точно не подконтрольны ей. С другой стороны, отпетых «критиков режима» и «заядлых оппозиционеров», которым лишь бы добраться до какой-то трибуны, там тоже нежелательно видеть. Не потому, что я считаю их неправыми – просто нужны те, кто может не только критиковать, но и предлагать.

Ербол Едилов. Фото ia-centr.ru

Таких, между прочим, немало в обществе. К слову, я сомневаюсь, что в Курултае должны быть депутаты или какие-то чиновники. В лучшем случае они там должны быть как представители – от того же мажилиса, АНК, каких-то министерств, но в любом случае не в большинстве и без права принимать окончательное решение.

Другой важный вопрос – функции и возможности Курултая. Конечно, он не может стать законодательным органом, но определённые права и возможности ему нужно придать. Как и его членам. Здесь действительно надо думать не спеша или же оставить права на расширение этих функций в будущем.

Также следует побольше пиарить эту инициативу, а то, признаться, она до сих пор проходит даже не на втором, а на третьем или четвёртом плане. Если же это делается специально – чтобы народ не заметил и не принимал участие, то это выглядит как саботаж предложения президента и фактически сводит его к нулю.

Напротив, нужно не бояться выйти за рамки инициативы Токаева и расширить её. Не думаю, что Касым-Жомарт Кемелевич и его администрация будут против, если правительство также проявит инициативу и дополнит идею о Курултае своими предложениями. Например, о придании ему законодательной инициативы по определённым сферам нашей жизни – скажем, по гражданско-правовым отношениям. Вот тогда казахстанцы поверят в силу Национального Курултая, как поверили в 1710-ом, и вдохновятся, как вдохновились в 1992 году.

Источник


Комментируй, делись мнением у нас в Facebook!

Получай оперативные новости дня в свой смартфон: подпишись на Orda.kz в Telegram.


Лента новостей

все новости