Из-за ошибки разработчиков проект химического завода переносят из одной области в другую, что в итоге не только не решает проблему, но может поставить под удар и другой проект нефтехимии.

Orda.kz выяснила, что полтора года назад, 19 ноября 2019 года, во время рабочей поездки в Мангистаускую область премьер-министр Аскар Мамин принял участие в церемонии закладки капсулы на месте строительства нового завода в свободной экономической зоне (СЭЗ) порта Актау. Это был проект сингапурской компании WestGasOil по производству метанола и олефинов.

На западе Казахстана не могут найти место для нефтехимического завода

На церемонии вместе с премьер-министром РК присутствовал Нурали Алиев. Это позволило наблюдателям сделать вывод, что внук первого президента имеет непосредственное отношение к сингапурской компании. Объем инвестиций по проекту нешуточный – 1 млрд 800 млн долларов США. Мощность завода – 300 тысяч тонн метанола и 600 тысяч тонн олефинов в год.

На период строительства планировалось, что будет создано четыре тысячи рабочих мест. После ввода в эксплуатацию в 2023 году персонал предприятия должен был составить 650 человек. Прошло полтора года, но дальше церемоний строительство не пошло.

Это изображение имеет пустой атрибут alt; его имя файла - zakladka-atyrau.jpeg

Месяц назад, 5 марта, на коллегии министерства энергетики РК, посвященной разработке Национального проекта развития нефтегазохимии, вспомнили и о пяти запланированных новых химзаводах: три — в Атырау, один — в Шымкенте, один — в Уральске. Общая стоимость заводов — 3 млрд 900 млн долларов. В числе упомянутых Актауского завода олефинов и метанола почему-то не оказалось.

Ничего о нем не сказал и министр энергетики РК Нурлан Ногаев.

Куда же делся завод олефинов? Да еще на сумму 1 млрд 800 млн долларов? Благодаря разным источникам в НК КМГ, минэнергетики и ФНБ Самрук-Казына удалось собрать информацию и выяснить подоплеку событий вокруг проекта и почти двух млрд долларов инвестиций.

Из точки А в точку Б

Проект завода по производству олефинов и метанола в СЭЗ морского порта Актау основывался на наличии ветки газопровода в порту Актау. Сырье для производства олефинов и метанола — природный газ. Но по каким-то неведомым причинам разработчики проекта не проверили, что собой представляет старый газопровод.

Только после торжественной церемонии до руководителей компании WestGasOil была доведена информация о подлинном состоянии газопровода в порту. Оказалось, ветка очень старая, прохудившаяся. Лучшее, что с ней можно сделать, — демонтировать и построить новую. Ведь все равно транспортировку газа в объёме, необходимом для работы нового химзавода, старая не обеспечит.

На западе Казахстана не могут найти место для нефтехимического завода

В экстренном порядке было принято решение перенести строительство из СЭЗ Актау в СЭЗ Атырау. Благо СЭЗ Атырау в Карабатане отведен и предназначен для строительства каскада химзаводов в Казахстане. Но оказалось, и здесь проблема: нет свободных объемов газа. Газ, который на льготных условиях будет предоставлять «Тенгизшевройл», уже распределен трем заводам по выпуску полипропилена, полиэтилена и бутадиена.

И тут началось самое интересное. Разработчики проекта решили устранить проблему, передав химзаводу по производству олефинов и метанола объем газа, предназначенный для завода по выпуску полиэтилена, воспользовавшись тем, что партнер Казахстана по строительству этого завода, австрийская компания Borealis отказалась от участия в проекте из-за невыполнения казахстанской стороной предварительных условий. Сейчас идут вялотекущие поиски новых партнеров и переговоры с компанией Шеврон.

Но тогда почему одни высокие инстанции одобрили выделение квоты газа для завода олефинов за счет проекта по выпуску полиэтилена, другие же категорически отказались брать на себя ответственность? Оно и понятно. Представьте, рабочая делегация минэнергетики РК садится за стол переговоров с потенциальным партнером. Например, Шевроном.

На встречу приглашали партнера, предлагая одни условия, а на переговорах выясняется, что предложения резко изменились и завод остался без гарантированного ранее объема льготного газа. Вряд ли потенциальному партнеру такое понравится. А значит, и этот проект может оказаться под угрозой срыва.

Обычно проблемы в реализации больших проектов, подобных заводу по производству олефинов и метанола возникают из-за безрезультатных поисков финансирования.

Но здесь на отсутствие денег никто не жалуется. Зато никто не может решить проблему поставки сырья. В результате проект строительства завода по производству олефинов и метанола буквально завис.

Автор: Оксана Мартынюк

Поделиться: