Мы упустили время или зачем экологам 600 новых сотрудников?

cover

В августе, во время обсуждения водного кодекса страны, работники Управления Комитета по водным ресурсам Министерства экологии, геологии и природных ресурсов, с озабоченностью сообщили о том, что «запасы воды почти исчерпаны в трех областях Казахстана». И тут же, не краснея, заявили, что для решения этой проблемы, оказывается, нужно в 10 раз увеличить штат инспекторов, чтобы следить «кто и как из фермеров расходует воду».

Было бы что расходовать!

Начнем с того, что Казахстан является страной с высоким уровнем водного стресса и в засушливые годы испытывает дефицит воды во многих регионах. Если в 1965 году объем речного стока составлял 121 км3, то в настоящее время Казахстан располагает резервом возобновляемых источников воды около 100 км3. Согласно прогнозам Всемирного Банка, в связи с изменением климата уже к 2030 году объем доступной воды в стране сократится до 72 км3, что окажет значительное влияние на экономику страны. Поэтому, даже если Министерство экологии призовет на помощь Минсельхоз и все сотрудники этих двух ведомств встанут в живую цепь вокруг всех рек и озер, чтобы отследить как фермеры расходуют воду, то туфли чиновников будут быстрее сохнуть, чем намокать. Потому что над нами нависла еще и...  

Угроза изменения климата

1. На территории Казахстана ожидается дальнейшее повышение температуры приземного воздуха во все месяцы года на 0,8–1,2°С, а также изменения среднемноголетнего годового количества осадков на 1–3% к 2035 году.

2. Потепление повысит испарения влаги на речных водосборах с уменьшением притока вод в реки, падению уровней Аральского и Каспийского морей.

3. Ускоряется таяние ледников в связи с изменением климата.

фото pixabay.com

И никто не отменял потребление человеком воды

1. Мы наблюдаем рост объемов водопотребления с учетом среднегодового роста численности населения на 1%.

2. Доля городского населения вырастет до 73%, что приведет к росту объемов потребления населением воды на 35%.

3. К 2030 году рост объемов потребления воды в промышленном секторе составит около 35%, что соответствует росту производства в объеме 4% в год.

4. Наибольший рост водопотребления ожидается в области добычи и переработки нефти и газа, горнодобывающей промышленности и транспортного обслуживания, производства электроэнергии.

5. Потребление воды в сельском хозяйстве будет расти в связи с увеличением (мы все еще надеемся) общей орошаемой площади до 3 млн га к 2030 г.

Трансграничные угрозы

Полагаем, что еще Александр Македонский заподозрил неладное. Ибо, дойдя до территории современного Казахстана, он чертыхнулся и развернул войско в другую сторону. Потому что вследствие невыгодного географического положения в низовьях рек трансграничных бассейнов, Казахстан в значительной степени зависит от водохозяйственной деятельности в сопредельных странах Китая, Узбекистана, Кыргызстана и России. К текущему году сток трансграничных рек уже уменьшился на 26%.

Как мы управляем водным хозяйством?

По словам директора Департамента агропромышленного комплекса НПП «Атамекен» Ербола Есенеева, ключевые проблемы современного орошения в Казахстане — это использование устаревших технологий досакских времен.

«Видели, наверное, как люди с тяпками ходят? У нас до сих пор с помощью них прокладываются арыки в земле. Акведуки Древнего Рима и то, наверное, имели меньше потерь воды, чем у нас сегодня. Нужно внедрять капельное орошение, когда вода подается в корень растения. Решив хотя бы эти проблемы, можно говорить о какой-то эффективности».

Если вкратце, то в Казахстане неравномерная обеспеченность регионов водой, существуют проблемы с ирригационной инфраструктурой, высокие потери воды, а устаревшие методы орошения являются причинами низкой эффективности использования воды в сельском хозяйстве в частности, и нерационального использования водных ресурсов в общем. Поэтому, 600 пар инспекторских глаз никак не помогут казахстанскому фермеру справиться с задачей сохранения поливной воды. Потому что тут возникают другие вопросы.

Почему Фермеру тяжело получить доступ к финансированию, чтобы в полной мере заниматься водосбережением?

Это проблема №1.

Все банки высшего уровня и Государственные Финансовые Институты (КАФ, АКК) не финансируют инфраструктуру, так как имеют «ломбардный», а не проектный подход к финансированию. Другими словами, финансовым институтам «до лампочки», получится у фермера его проект или нет. Им подавай твердый залог, а дальше «хоть трава не расти». Она и не растет, потому что не у всех фермеров есть залоги, которое можно поставить против необходимого финансирования.

Решение: Возможным решением было бы объединение фермеров вокруг якорного хозяйства, потребляющего продукцию фермеров. Это хозяйство должно обеспечить гарантированный выкуп продукции при соблюдении требуемых технологий. То есть является основой создания проекта по государственно-частному партнерству и создает прозрачную бизнес-модель для финансовых институтов.

«Несколько лет назад наше Правительство подписало соглашение с крупной американской компанией Valley о строительстве в Казахстане завода по производству поливальных установок. Кроме этого, была разработана прекрасная программа по лизингу этих самых поливальных машин, согласно которой фермеру не надо искать кредиты, оформлять залоги. Ему устанавливают машины, они поливают, и фермер постепенно выплачивает. Это очень простая схема, но в Минсельхозе никак не осмеливаются принять хозяйское решение», - говорит Председатель области Абай Ассоциации фермеров РК Серик Байгалиев.

фото pixabay.com

Но ведь как-то фермеры все же выращивают продукцию? Мы же получаем выращенную продукцию от них все эти годы. Оказывается, фермеры выкручиваются не благодаря, а скорее вопреки проблеме №2.

Проблема достаточности магистральных каналов воды и их эффективность.

Кто ж знал, что для сохранения воды ее надо сберегать путем строительства водохранилищ, сбора паводковых вод и других мероприятий?

Точно знает об этом РГП Казводхоз из Министерства Экологии. Он для того и создан, чтобы справляться и с высоким износом каналов, и с реконструкцией, и с ремонтом 18 890 км каналов. Но вот беда. Это предприятие почему-то хозрасчетное. У бедняг нет средств на реконструкцию каналов, нет утвержденного проекта, возможно еще чего-то нет. И пока Казводхоз и Минэкологии кивают друг на друга в поисках виноватого, 78% каналов остаются необлицованы. Из 21 168 км каналов 16 511 км находится в земляном русле. Это значит, что более 40% воды просто уходит в грунт без какой-либо пользы для фермеров. При норме 0,85, КПД сейчас составляет позорные 0,73.

Казалось бы, при такой ограниченности финансирования восстановления водных систем, строительства и реконструкции водохранилищ, невозможности привлекать частные инвестиции, эта проблема могла бы решаться за счет республиканского бюджета и в рамках большой госпрограммы.

«Порой сам Казводхоз страдает от ряда законодательных проволочек, которые связывают ему руки и ноги. Нам надо и в этом направлении кое-что изменить. То есть самим госорганам надо облегчить работу. Чтобы они не боялись нарушить закон и из-за этого не бездействовали», - считает Байгалиев.

Давайте теперь разберемся какая инфраструктура на сегодня доступна фермерам, чтобы иметь свободный доступ к имеющейся в стране воде? И тут возникает проблема №3.

Если хозяйство находится в отдалении от «большой воды» (магистрального канала), то кто-то должен помочь фермеру пробиться к ней.

Но у него нет локальной инфраструктуры и не ясно, кто ответственен за ее развитие.

Сейчас фермеры вынуждены самостоятельно обеспечивать себя необходимой инфраструктурой для установки орошения и прокладывать воду от магистральных каналов за свой счет. Но, во-первых, у фермеров отсутствуют компетенции по созданию проектно-сметных документов. Во-вторых, на это у них уходит в среднем 2-3 года. В-третьих, один проект стоит примерно 10-15 млн тенге.

Лицензии на создание проектно-сметной документации есть у многих, но только КазНИИВОДХОЗ обладает нужными знаниями в этой области. То есть, на весь Казахстан в орошении разбираются только они.

«Если вспомнить о принципах государственно-частного партнерства, то вроде и бизнес готов, однако механизм ГЧП в сфере орошения у нас не урегулирован. К примеру, фермер орошает 100 га земли и готов построить еще 100 м канала и оросить еще 100 га, но государство, как монополист, этого права не дает. Этим должен заниматься только Казводхоз и больше никто. Он определяет политику и оперирует всеми каналами», - говорит Ербол Есенеев.

фото pixabay.com

Помимо всего, кто-то должен нести ответственность за поддержание инфраструктуры в рабочем состоянии. А это точно местный исполнительный орган. Ведь кто, как не акимат, погружен в проблемы и людей, и отдельно взятого региона. И почему бы вопрос финансирования не решить путем привлечения внешних займов, если не за счет республиканского бюджета?

Это лишь часть вопросов, которые Orda.kz адресует Министерству экологии, геологии и природных ресурсов и другим ведомствам. Как видно, увеличением штата инспекторов системную проблему не решить. Повторим, сказанное выше.

Согласно прогнозам Всемирного Банка, в связи с изменением климата, уже к 2030 году объем доступной воды в Казахстане сократится до 72 км3, что окажет значительное влияние на экономику страны.

Есть ли у нас в запасе 8 лет? За это время надо утвердить необходимые программы, выбить финансирование, обеспечить каждого фермера сметной документацией, проложить новые и реконструировать старые каналы, закупить оросительные установки и многое другое.

Перспектива казахстанцам стать экологическими мигрантами вполне реальна, так как по мнению Серика Байгалиева, в чем-то мы уже опоздали.

«Реки Сырдарья, Таласский бассейн, Урал значительно обмелели. Объем воды в них сократился в 2 раза. Если говорить о Шардаринском, Коксарайском водохранилище, то ситуация там сложная - в Туркестанской области фермеры разоряются. В Приаралье тоже очень непростая экологическая обстановка - сокращаются посевы риса.

Поэтому проблема засухи и орошения не является проблемой будущего времени. Она уже пришла в наш дом, и мы уже столкнулись с ней лицом к лицу».

Лента новостей

все новости