«Мы наконец включим микрофоны»: женскую киберспортивную лигу запускают в Казахстане
Коллаж: Orda.kz
Профессиональная киберспортивная лига для девушек впервые стартует в Казахстане. Это новый опыт не только для страны, но и для всей Центральной Азии. Начнут с Counter-Strike 2 и призового фонда за победу в два с половиной миллиона тенге. Но речь тут не только о турнире: это попытка изменить правила игры в индустрии, где к женскому голосу до сих пор относятся с подозрением, а плохой интернет для стран Центральной Азии — это часть судьбы. О том, почему девушки из Казахстана тоже достойны мировой сцены, и сколько можно заработать в киберспорте, в репортаже Orda.kz.
Презентация Female Pro League прошла в Алматы. Турнир откроется с дисциплины CS2 — популярного среди игрового комьюнити шутера. Гранд-финал обещают провести офлайн. Идея проста: создать безопасную, но конкурентную площадку, где можно прокачивать скиллы, зарабатывать и выходить на международную арену. Амбассадором стала Айгера Дунамис — одна из самых известных персон в казахстанском киберспорте и косплее. Это была её инициатива — создать женскую лигу.
«Мы нашли с организаторами общую точку зрения: женская лига — это не про разделение, это про доступ. Я по себе знаю, как в этой сфере доминирует, мягко говоря, несерьёзное отношение к девушкам, и горжусь, что именно из Казахстана стартует движение, которое способно доказать обратное»,объясняет свою роль Айгера.
Та, кто доказала всем
Главное, что хочет сделать Female Pro League, — изменить восприятие женщин в играх, о чём журналистка Orda.kz и сама знает не понаслышке. Сегодня путь девушки-геймера до профи — это не «гринд» (многократное повторение одних и тех же действий для достижения результата), это противники, а иногда даже союзники с уровнем токсичности явно выше среднего. Буллинг, обесценивание, стереотипы из разряда: «твоё место на кухне», «если девушка в игре, мы заведомо проиграли», «это не для твоего ума».
«В Dota2, CS2 есть токсичное поведение, буллинг со стороны мужчин — мы этого не избежим. Но FPL — это экосистема, где девушек будут воспринимать не как мясо, а как игрока в первую очередь. Мы уважаем мужчин, просто эта лига больше про возможности. Про место, где девочки смогут расти и не бояться»,подчёркивает Айгера.
Сейчас киберспортсменки отшучиваются: «Искреннее спасибо хейтерам, теперь мы не воспринимаем давление от соперников в игре». Тем не менее это лишь часть подводных камней. Для многих девушек увлечение играми начинается с сопротивления — не самой системы, а собственной семьи.
Но на презентацию Female Pro League семья Айгеры Дунамис пришла, чтобы поддержать её. Мама девушки Саягуль рассказывает, что интерес к Dota2 у дочери появился в 12–13 лет. Тогда в доме не было даже компьютера, и девочка ходила в компьютерные клубы. Потом родители купили ноутбук, думая, что интерес быстро пройдёт. Но ошиблись — всё только начиналось.
Айгера начала шить костюмы, и хобби постепенно переросло во что-то большее. Медийности никто не искал — просто поддержали её интерес. Все достижения Айгеры, говорит мама, это результат её собственных стремлений.
«Во-первых, я за то, чтобы человек занимался своим любимым делом. Во-вторых, чтобы ребёнок нашёл свой путь, нужна, естественно, поддержка родителей. Если родители или же родные не поддерживают ребёнка, то, я думаю, что он потеряется по жизни. И поэтому я ей сказала: „Если тебе это нравится, то делай“. Она хотела доказать брату, что она не хуже умеет играть в компьютерные игры, но в итоге доказала это всем и не только в игре»,поясняет Саягуль.
Своей историей делится и киберспортсменка из Кыргызстана Джамиля Алагозова, известная под ником Jammie, в прошлом — профессиональный игрок в Counter-Strike 2 команды Team Spirit. Она тоже прошла этап принятия родителями её увлечения. Первый раз она зашла в игру в возрасте семи лет, на постоянной основе играет с 13 лет. Скоро девушке исполнится 26.
«Нужно просто поговорить с родителями, почему тебе это нравится, что это за игра, больше общаться и делиться. Если бы я намного раньше рассказала всё о том, чем я занимаюсь, как это устроено, могло быть намного проще. Сейчас они за меня так болеют — каждый турнир смотрят, все мои родственники смотрят турниры», делится Джамиля.
Кроме того, она не скрывает проблемы с интернетом в странах Центральной Азии. Для понимания: средний пинг — время отклика или задержка при передаче данных в интернете — в Казахстане колеблется в среднем на отметке в 100–120 мс. В то время как игроки в Европе или Америке играют на своих серверах с пингом 20–30 мс. Разница весомая, особенно если речь идёт о необходимой скорости реакции геймера. Но игроки и в этом нашли свой плюс.
«Из-за интернета талантливые ребята бросали играть. Я пробилась из Кыргызстана, играла с высоким пингом. Но это не значит, что для нас это большой минус. В глазах соперника мы лагаем (движения с задержками — прим. авт.) — нужно сделать это преимуществом. Поэтому у игроков в CS2 из Центральной Азии механика лучше развита, чем, допустим, у тех, у кого пинг получше — у ребят из России, Европы. Если смотреть на стиль игры, то он очень сильно отличается — у нас он более резкий»,рассказывает Джамиля.
Читайте также: Астана опять обогнала Токио — вице министр рассказал, почему нужно молчать о хорошем интернете
Не только в прицеле
Если говорить в целом, то киберспорт открывает не просто места в турнирной сетке. Это точка входа в целую индустрию, где роли распределены не только между теми, кто в кресле игрока. Продюсер киберивентов Клифф Келли поясняет: за каждым турниром — целая армия специалистов.
«Очень мало людей понимает, сколько на самом деле стоит за организацией турнира, даже самого маленького. Если мы смотрим с точки зрения команды, это не только игроки, это ещё и тренеры, аналитики, менеджеры, специалисты по физподготовке и даже повара, помимо психолога, разумеется. Если мы говорим про турниры: начиная от аналитиков, комментаторов, ивент-менеджеров, режиссёров, операторов, гайдеров, звукорежиссёров, инженеров титровальных машин, SMM, комьюнити-менеджеров, маркетологов, пиарщиков — это только первое, что пришло на ум».
Киберспорт в Казахстане стремительно набирает популярность — в 2024 году им увлекались три с половиной миллионов человек, к 2026 ожидается рост до пяти миллионов игроков. Лидируют дисциплины Dota 2, CS2, PUBG Mobile и Mobile Legends. Об этом говорится в Концепции развития киберспорта в Республике Казахстан на 2025–2029 годы.
Сейчас Казахстан занимает 40 место в мире по сумме призовых в киберспорте — игроки заработали около 6,2 млн долларов. Основные доходы пришлись на две дисциплины: CS:GO принесла 3,3 млн долларов, а Dota 2 — 1,3 млн долларов. Сейчас список киберспортсменов выглядит так:
Зарабатывают киберспортсмены не только победами на турнирах. Их доходы формируют зарплаты от команд, спонсорские и рекламные контракты, стримы, создание контента, донаты от зрителей и т. д.
«Параллельно киберспорту я стример. Я думаю свою жизнь обустроить около киберспорта. Я уже была и аналитиком, и комментатором, я могу быть хостом, так как у меня есть навыки общения, могу свои мысли излагать. Я точно не потеряюсь. Всё-таки столько лет в киберспорте», рассказывает Джамиля.
Да и к тому же место в киберспорте есть не только для молодых ребят, как принято считать. Цифры говорят обратное: средний возраст киберспортсмена достиг 30 лет, индустрия только растёт, а интерес именно к женскому киберспорту — это уже глобальный тренд.
«Не хотелось бы, чтобы мы были донорами игроков для европейского и азиатского рынка. Наша задача — не одно-два имени открыть. Хочется заявить о себе на уровне, чтобы система замкнулась и мы были самодостаточными. Кроме того, была бы настолько мощная конкуренция, чтобы ребята сильно напрягались, когда наши команды выезжают в Европу и Азию. Вот такая мечта»,говорит Геннадий Шемраев, маркетинг-директор Olimpbet.
Сейчас в Казахстане, по словам организаторов презентации Female Pro League, много талантливых игроков, которых потом забирают в европейские составы. Но не у всех есть ресурсы на переезд или опыт офлайн-соревнований. Именно поэтому нужна локальная площадка. В дальнейшем турниры пройдут не только по CS2, но и по другим дисциплинам. Одной игрой лига не ограничится.
До сих пор многие девушки-геймеры в Казахстане выбирали нейтральные ники и выключали микрофоны, чтобы просто спокойно играть. Female Pro League — это шанс наконец выйти из тени. Играть под своим именем, своим флагом, в своём регионе.
Читайте также:
Лента новостей
- Ещё один срочник умер в казахстанской армии
- Казахстан и страны ЕАЭС усиливают борьбу с «серым импортом» и контрабандой сигарет
- Под Алматы произошло землетрясение
- Алматинка обвинила курьера Яндекса в домогательствах в своей же квартире
- Казахстанцы стали вдвое чаще делать ремонт «в белую»
- Астанчанина арестовали на 15 суток за странный поступок в лифте с несовершеннолетней школьницей
- Казахстанский бизнес вывел сотни миллиардов тенге с депозитов за месяц
- В Усть-Каменогорске в январе выявили более тысячи превышений по вредным веществам
- Ночные геймеры: в Актобе закрыли компьютерный клуб за пребывание в нём подростков
- Мировой рекорд: карточка Pokémon с Пикачу ушла за $16,5 млн
- Опять картошка по 500? В Минсельхозе рассказали, стоит ли ждать роста цен
- Казахстан избавится от энергодефицита через год, обещает Минэнерго
- Почему гостиницу Дариги Назарбаевой в Астане продали «Отбасы банку»
- Операторы связи и Антифрод-центр будут формировать базу потенциальных жертв мошенников
- Бесплатное медицинское обследование теперь доступно для шахтёров и металлургов Карагандинской области
- Крупная партия снюса изъята на юге Казахстана
- Казахстан и Вьетнам укрепляют партнёрство
- Когда в Казахстане запустят новый НПЗ, рассказали в правительстве
- Ушёл из жизни легендарный американский актёр Роберт Дюваль
- Скандал вокруг Burger King: руководителя отстранили после увольнения сотрудника с аутизмом



