«Мы хотим всё вернуть» — Лилия Рах рассказала о планах на арт-пространство «Дом 36»

cover коллаж Orda.kz

В Алматы не утихают слухи и домыслы о том, что будет с популярным арт-пространством возле Центрального парка культуры и отдыха — «Домом 36». Место стало центром притяжения для многих алматинцев вообще и представителей творческих профессий в частности. На самом деле новый арендатор дома — байер (торговый агент, который специализируется на закупе брендовых товаров — Ред.) Лилия Рах. Orda.kz взяла эксклюзивное интервью у гуру моды о том, что она планирует делать с «Домом» на Барибаева, а также получила ответ от АО «ИВИ», почему они не сохранили отношения с прежним арендатором.

На днях в соцсетях «Дома 36», который начал работу в 2020 году, появилось объявление о скором выселении. Оказалось, новым арендатором здания станет одна из самых известных представительниц казахстанской моды Лилия Рах. По дому, где располагаются театр, балетные классы, мастерские и магазины прошёл слух, что теперь всё пространство на Барибаева займут дорогие бутики.

С Лилией Рах мы встретились в её модном пространстве Grunge Space на проспекте Аль-Фараби, прямо напротив Esentai Mall. Трёхэтажный магазин пестрит дорогими брендами со всего мира, громкими именами и произведениями искусства. Лилия Рах рассказывает, что искала помещение под новый проект и увидела объявление о сдаче здания на Барибаева, 36. Арт-пространство она знает и любит, говорит, что часто ходила туда с дочерью и в общем-то была постоянным клиентом. 

«Всё нравилось, что там было, особенно ребята, которые там работали, и бар, и кухня. И я приветствую там и галеристов, и всех остальных. Так вот, объявление вышло, стали искать. Нам говорят: да, сдаётся в аренду. Но ситуация нестандартная. Этот дом, оказывается, принадлежит какому-то госучреждению». 
фото Orda.kz
Фото Orda.kz

Владелец дома — АО «ИВИ» (100 % акций принадлежит Министерству иностранных дел РК). В основном оно владеет особняками посольств, которые опустели после переноса столицы в Астану. В доме на Барибаева раньше располагалось посольство Узбекистана.

«В аукционе, объявленном АО "ИВИ", участвовали пять претендентов. Там официальная процедура. Мои юристы всё заполнили, всё сдали, внесли взнос, чтобы участвовать в аукционе, что мне не очень нравилось. Но все правила были соблюдены. У нас совершенно официальные отношения, я этих людей до сих пор не знаю, видела только одного человека, который показывал документы», — рассказывает Рах. 

В итоге Лилии позвонили и объявили победителем аукциона. Одним из решающих факторов стало намерение сохранить арт-пространство. Среди претендентов были и те, кто хотел открыть там медцентр. Во время визитов в «Дом 36» арендатор и автор концепции Даурен Тюлеев встретил Рах, по её словам, негостеприимно, сказал, что собирается судиться, и попросил покинуть территорию. 

«Я хочу всех заверить. Моя цель — сохранить именно креативность пространства, сделать его более концептуальным, соединить моду мира Центральной Азии. Естественно, очень бы хотелось сохранить всё для молодёжи, чтобы она могла на территории этого дома отдыхать и знакомиться с новым. В планах — проводить выставки художников. Я всё это обожаю и такую площадку всегда искала. А летом хотим сделать кинотеатр. Людям очень это надо. Людям нужно образование по моде. И казахстанским дизайнерам образование нужно. Поэтому планируем проводить паблик-токи, обучение», — рассказывает Лилия Рах. 

Байер уже 33 года привозит в Казахстан мировые бренды. Закономерно, что идут слухи — мол, и «Дом 36» превратится из общедоступного пространства во что-то элитарное. 

«Это было такое неформальное место, куда любой мог прийти вне зависимости от, так сказать, достатка. Хочу, чтобы всё так и было. Blue Bar был, Kitchen чтобы был, чтобы Flask остались. Такие замечательные ребята работают, и мы уже с ними разговаривали, говорим им — только никуда не уходите. Цех по пластмассе там есть. Я увидела, познакомилась с гончарным искусством, женщина приятная у них работает. Я не хочу, чтобы это было нарушено, ни в коем случае», — заверяет Рах. 
Лилия Рах, фото Orda.kz
Лилия Рах, фото Orda.kz

При этом львиную долю площади она всё же планирует отдать под моду. Бары и кафе смогут разместиться уже на улице, в пространствах двора. И театр Transforma покинет большой зал. 

«Вот в моём плане не получается. Мне очень жаль. Мы вчера об этом думали: если всё будет хорошо, летом мы точно ребятам предоставим улицу. Я готова сама поставить и крышу для них, и всё, чтобы этот театр был. Я сама очень люблю театр и дружу с театрами, в том числе с "АРТиШОКом" и театром Разии Хасановой», — говорит Лилия Рах.

Байер гарантировала, что в новом Доме чашку кофе смогут позволить себе и те, кто зарабатывает 50 тысяч тенге в месяц. Сама локация, уверяет Рах, не для богатых клиентов. Они будут и дальше посещать её бутик выше Аль-Фараби. Финансовые проблемы, о которых также ходят слухи, в том числе с Jusan Bank, тоже решаются. 

«Я знаю, как зарабатываются деньги. Я ценю каждую копейку. Я вот этими руками очень многое сделала. Поэтому я никогда не позволю себе с кого-то драть что-то, в том числе и по аренде. В моём лице будет только поддержка этих ребят. Я ещё раз говорю: я их лично знаю, я их очень уважаю за то, что они делают. Я уже их полюбила после нашей встречи, потому что это талантливые ребята. Как же можно? Я что, идиотка — губить талант?» — уверяет Лилия Рах. 

За последние три месяца «Дом 36» покинули главные резиденты. Они не согласились с резким повышением арендой платы со стороны руководства арт-пространства. В опубликованном ранее сообщении в соцсетях «Дома» говорится, что прежние арендаторы имеют приоритетное право аренды, даже несмотря на истечение срока договора. Кроме того, пишут, что за несколько лет работы в разваливающееся здание было вложено более 100 млн тенге. 

"Дом 36", архивное фото Максим Скопин
«Дом 36», архивное фото Максима Скопина

АО «ИВИ» и результаты торгов 

Orda.kz направила запрос в акционерное общество МИДа, которое владеет зданием на Барибаева, 36. Там нам ответили, что прежний арендатор, ТОО «WE GRUOUP», во главе с Дауреном Тюлеевым, несмотря на «неоднократные и грубые нарушения» договора аренды (какие именно — не уточняется), рассматривался как приоритетный арендатор на следующий срок. Условием была «сопоставимость его предложения» коммерческим условиям других претендентов.

ответ АО "ИВИ" Orda.kz
Ответ АО «ИВИ» Orda.kz

Таким образом, в мидовском АО подтверждают намерение нового арендатора сохранить арт-пространство в «Доме 36». О том, что говорят нынешние арендаторы дома можно прочитать здесь.

Модные бутики вместо культурного пространства: кто и почему выселяет «Дом 36»?

Какая участь в реальности ожидает арт-пространство, покажет время. Сдержит ли свои обещания новый арендатор в лице Лилии Рах, и получится ли у неё взять бразды правления «Домом» на Барибаева? Пока же место притяжения теряет лоск и постепенно приходит в упадок. 

Читайте также:

Лента новостей

все новости