«Мужские грубые руки»: что показали в Алматы на выставке, посвящённой домашнему насилию

На тему бытового и гендерного насилия высказались художники и фотографы Алматы. Они представили свои работы на выставке «Тихая комната». Корреспондент Orda.kz посетила выставку и посмотрела работы.
Efes Art Space проводит выставку «Тихая комната» в Центральном выставочном зале в Алматы. Это работы 13 художников и фотографов. Тема насилия особенно актуальна у нас после дела Бишимбаева, обнародования информации о дипломате, который подозревается в избиении жены, и митингов феминисток.




Когда видишь первые работы художников, тебя переполняют разные эмоции. С одной стороны, это пронизывающий страх, ужас и боль за женщин. С другой — вдохновение и сила, которую авторы передают в своих работах. И каждый делает это индивидуально.

Работы иллюстрируют реальные истории людей. Они основаны на материалах журналисток интернет-издания Batyr Jamal.
К примеру, в своём фотопроекте Айгерим Садуакасова делится личным опытом. Она ушла от мужа, когда тот начал её бить. Однако Айгерим даёт понять, что не считает себя жертвой. Эта история о преодолении, восстановлении и обретении силы.

Равнодушным никто не останется. Каждая работа — это маленький шедевр.



Карина Акопян рассказала, как её похитили несколько лет назад. Свои эмоции она передала в инсталляциях. Для неё было важно показать уязвимость женщины.
«На одной из работ соединение концепции булавок — острых и опасных. Они с ножами и нежным кружевом. Поэтому здесь паттерны очень мягкие, женственные, красивые, но при этом остаётся ощущение опасности. Нежная сочная лилия и красивая малина, которые проткнуты множеством булавок. Эта инсталляция называется "Терпение", она тоже связана с темой небезопасности. И обращена к тому, что женщинам приходится очень многое терпеть», поделилась Карина Акопян.

Карина представила очень много художественных работ, которые сделала вместе с мужем. Корреспондент Орды поинтересовалась, какую автор может назвать любимой.
«Я думаю, что разделюсь между лицом и корсетом. В такой выставке и теме не могло обойтись без женского лица».

Художница Камшат Кадырова хотела показать в картинах простое искусство. Она переделывала свои работы пять раз, потому что не могла найти вдохновение. Остановилась на выбранном референсе, так как он отражал именно то, что она хотела написать и показать.

«Я бы не сказала, что это сложные работы в исполнении. Я использовала масло. Главная идея моих работ в том, что на лицах женщин нарисованы только глаза, которые молча просят о помощи. Я именно через глаза хотела передать всю эту боль, страдания и эмоции. Поэтому мои работы так и называются "Глаза — зеркало души"», призналась Камшат Кадырова.
Фотограф Жания Фазылова создала свою работу после жестокого убийства Салтанат Нукеновой. Главное судебное разбирательство по делу с участием присяжных заседателей началось 27 марта 2024 года. 13 мая Куандыка Бишимбаева приговорили к 24 годам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии максимальной безопасности.
У Жании появилась потребность создать работу, когда дело Салтанат Нукеновой произвело общественный резонанс. Автор очень глубоко прочувствовала смерть девушки.

«Для меня эта работа — выражение внутренней ярости и осознание того, как долго мы замалчивали эту проблему. И насколько замалчивание общественной боли приводит к ужасным последствиям», сказала Жания Фазылова.

Жания вдохновлялась искусством эпохи барокко и искусством Ренессанса, когда создавала триптих «Затяжное молчание». Она хотела передать идею через красоту и эстетику, но в то же время подчеркнуть, что это именно та тема, о которой нужно говорить прямо и чётко. Национальный элемент использовался в виде окровавленного саукеле и пиалы.
Жаган Аманжолов тоже вдохновлялся последними событиями в стране. В своей инсталляции «Мебель, которую стоит выбросить» он использовал советские предметы и выставил их в зале. На кресле и торшере изображены капли крови.

«Мебель уже очень старая, как и все наши устои о терпимости к насилию. Вся эта мебель должна быть выброшена. На ней кровавые пятна, которые все игнорируют. Они не так сильно заметны, но они есть», подчеркнул Жаган Аманжолов.
Амина Ескендирова сделала свою работу из акрила, глины и пуха. Она вдохновлялась древними фразеологизмами и устоями, такими как «не выноси сор из избы», «как за каменной стеной».

«Для меня фраза "как за каменной стеной" имеет два значения. Я представила её именно в плохом значении, потому что здесь изображены мужские грубые руки. В этом контексте они даже каменные. Они держат женское хрупкое тело. Пух олицетворяет мягкую подушку, её легко разорвать глиной», говорит Амина Ескендирова.
Кроме того, она написала ещё одну картину для выставки — «Домашний очаг». Вначале эта фраза кажется семейной и тёплой, но очаг может подразумевать и пожар. Его невозможно потушить, если тушить только частями. Пожар в лице мужчины может испепелить всё на своём пути.

Посетители с любопытством разглядывали работы. Внимательно слушали рассказы авторов о настроении сюжета, которое авторы хотели передать. Каждый зритель нашёл здесь что-то важное для себя.

Среди посетителей было много молодых людей.
«Тема бытового насилия, она щепетильная, поскольку у нас в Казахстане хотят постоянно замять это всё. И очень важно об этом говорить. Для кого-то это является нормой, хотя мир не стоит на месте и всё время прогрессирует. Я очень рад, что сегодня пришло много мужчин. Кажется, сегодня нас даже больше, чем женщин»,
заметил Артём Захаров.
Многих выставка вдохновила и дальше бороться за права женщин.
«Я была в восторге от выставки. Особенно мне понравились истории художников. Они настолько живут творчеством, все проблемы проносят через себя. Это трогает до мурашек. Мне понравились абсолютно все работы, но больше всего я осталась в восторге от скульптуры рук. Она объёмная, как и вся наша жизнь. И атмосфера здесь необычная. Очень тяжёлая, но искусство облегчает ношу зрителя»,поделилась своими впечатлениями Дайана Жиеналина.
Выставку «Тихая комната» также посетил генеральный консул Турецкой Республики в Алматы.
«Эта выставка играет ключевую роль для нас всех. Освещая столь важные темы, мы вместе можем способствовать прекращению насилия. Искусство обладает уникальной способностью объединять людей и пробуждать в них эмпатию»,подчеркнул Эврен Мудеррисоглу.
Выставка продлится до 3 июля. Вход свободный.
Читайте также:
Лента новостей
- «Не будьте соучастниками моего убийства» — чеченский активист просит поддержки у казахстанцев
- В Китае с крыши средневековой башни, отреставрированной в прошлом году, осыпалась черепица
- Во всём виноват Алатау? В акимате Конаева объяснили, почему в городе снизилась численность населения
- Житель Жамбылской области продал чужой скот, а вырученные 14,5 млн тенге потратил на азартные игры
- Британские журналисты встретились с жертвами Семипалатинского полигона в Казахстане
- Тарифы на электроснабжение планируют повысить в Алматы и Алматинской области
- «Я не убивал, он не убивал — никто не убивал»: театр абсурда в суде по делу Шерзата Полата
- Иностранца задержали за оккультные обряды в Алматы
- Про Каспий и не только: о чём говорил Токаев на саммите Организации тюркских государств в Венгрии
- Взятка для полковника: в Актобе вынесли приговор по громкому уголовному делу
- Второй концерт Дженнифер Лопес пройдёт в Алматы 10 августа
- Под новый пакет антироссийских санкций попала китайская компания с представительством в Астане
- Америка на нашей территории: где будут строить новое консульство США в Казахстане
- Дело Сакена Мамаша: экс-дипломата будут судить за жестокое избиение бывшей жены
- «Следователи настаивали, чтобы вину взял только один человек» — обвиняемые в убийстве Шерзата
- «Я — наполовину человек»: в суде Алматы выступил главный обвиняемый по делу о торговле почками
- Отдадут ли россиянам казахстанский НПЗ? Глава «Татнефти» встретился с Бектеновым
- В Испании застрелили экс-советника Януковича
- Сотовым операторам разрешат устанавливать антенны на крышах без согласия жильцов
- Казахстанский банк привлек 200 млн долларов от международных кредиторов