Монополия на пропаганду ЗОЖ: зачем депутаты хотят вернуться в старый Казахстан?

cover

Целая сфера пропаганды здорового образа жизни погрязла в коррупции. По крайней мере, так заявил президент Общественного объединения «Повышение открытости» Кирилл Павлов. Он провёл расследование о работе региональных центров ЗОЖ, на которую ежегодно выделяют около 500 млн тенге. Подробнее об этом читайте в материале Orda.kz,

На пресс-конференции в Астане Павлов объяснил, что с 2018 года группа аффилированных лиц зарабатывает сотни миллионов тенге якобы на продвижении ЗОЖ. Иногда в этих конкурсах участвуют и сторонние некоммерческие организации, но такие тендеры просто отменяют под предлогом отсутствия квалифицированных поставщиков. Но потом всё изменилось. Однако есть вероятность отката к схемам «старого Казахстана». 

Кирилл Павлов обращает внимание на то, что при всех перекосах в пропаганде ЗОЖ кому-то выгодно не давать развиться конкуренции в этой сфере. Именно поэтому группа депутатов Мажилиса в своём недавнем обращении в Минздрав инициировала изменения, которые, по сути, сделают систему ЗОЖ  полностью непрозрачной, а значит потенциально коррумпированной.

Как отметил общественник, они хотят вернуть ранее действовавшую схему финансирования услуг: когда акиматы заключали договоры с «Центрами ЗОЖ», при этом последние были аффилированы с Минздравом через Национальный центр общественного здравоохранения. В то время только эти центры имели право на предоставление такой услуги акиматам. Эта система была закрытой, по прямому заказу из местных бюджетов  на такую пропаганду уходили миллиарды тенге. 

С 2015 по 2019 годы через систему госзакупок на деятельность госцентров ЗОЖ потратили 1,7 млрд тенге. По словам Павлова, сейчас мажилисмены хотят, чтобы акиматы снова заключали договоры только напрямую с центрами ЗОЖ, без тендеров и конкуренции. 

В частности, депутаты предлагают: 

  • Предусмотреть закуп услуг по пропаганде ЗОЖ через так называемое стратегическое партнёрство.
  • Закрепить принцип территориальности при оказании услуг по пропаганде и формированию ЗОЖ. 

При разработке технической спецификации необходимо учитывать исполнение статьи 154 Кодекса РК «О здоровье народа и системе здравоохранения» — формирование здорового образа жизни обеспечивается только субъектами здравоохранения. 

«В 2020 году я проанализировал деятельность 22 таких центров и пришел к такому выводу: несмотря на то, что передача пропаганды ЗОЖ в конкурентную среду произошла ещё в 2018 году, акиматы по-прежнему заключали с ними прямые договоры. При этом размер суммы одного договора мог достигать 167 млн тенге, а средняя сумма контрактов составляла порядка 100 млн тенге годового финансирования. Я писал соответствующие запросы в акиматы Астаны и Мангистауской области с просьбой дать чёткие обоснования по выбору поставщика. В ответ акиматы поспешно закрыли тендеры на услуги пропаганды ЗОЖ, признав их несостоявшимися», отметил Павлов. 

Сейчас эти центры ЗОЖ являются негосударственными, заказы получают на основе тендера, что, по логике, хоть как-то должно выступать сдерживающим, антикоррупционным фактором. Также конкурсная среда даёт надежду на появление новых программ профилактики ЗОЖ. Тогда как через схему «стратегического партнёрства», которую предлагает группа мажилисменов, будет легче управлять денежными потоками и создавать видимость бурной деятельности. 

Павлов раскритиковал аргументы депутатов. 

«Депутаты Мажилиса в своем запросе утверждают: «... пошатнулось финансовое положение самих центров ЗОЖ ввиду некорректного составления технической спецификации и требований к потенциальным поставщикам, на рынок смогли зайти организации, не являющиеся субъектами здравоохранения». И ещё цитата: «Кроме того, путем несоразмерного снижения цены на закупаемые услуги до минимума победителями конкурса становились субъекты бизнеса из других регионов страны. Как следствие, некоторые центры ЗОЖ со стажем вынуждены были приостановить деятельность и сокращать квалифицированных медицинских специалистов, что привело к недополучению в бюджет десятков миллионов тенге только по индивидуальному подоходному налогу», добавил Павлов. 

То есть мажилисмены в поддержу пересмотра методики приводят аргумент о том, что в пропаганде ЗОЖ участвуют не субъекты здравоохранения. Но речь и не идёт об оказании медицинских услуг, отметил спикер. 

Общественник считает, что мажилисменов вообще не интересует эффективность программ по пропаганде ЗОЖ. 

«Кстати, ещё одним предложением группы депутатов Мажилиса является поручение Национальному центру общественного здравоохранения (НЦОЦ) усилить взаимодействие с региональными центрами с целью улучшения качества проведения мероприятий по формированию здорового образа жизни, ведения мониторинга и контроля оказания услуг, соблюдения сроков проведения мероприятий, эффективного расходования бюджетных средств. Но если судить о работе НЦОЗ и самих центров ЗОЖ в прошлом, то можно подметить такой факт: НЦОЗ раз в пять лет проводит исследование GATS — срез, как поменялось количество курящих в стране. GATS проводился в нашей стране два раза: в 2014 году (baseline) и пять лет спустя — в 2019 году. Основной вывод, который можно сделать из резюме самих же исследователей: количество курящих в количественном выражении не изменилось — как было 2,8 млн потребителей табака в 2014 году, так и осталось в 2019 году. Как же можно было так бороться с курением, чтобы за пять лет цифры никак не изменились?»  отметил Кирилл Павлов. 

За годы функционирования региональных центров ЗОЖ государство выделяло им колоссальное финансирование. Если же судить по работе центров, то с 2014 по 2019 годы курение в стране не только не снизилось, а даже выросло по таким показателям, как курение среди женщин и приобщение детей к вейпам.

«За региональными центрами ЗОЖ стоит «Коалиция за Казахстан, свободный от табачного дыма», возглавляемая Джамилей Садыковой. Которая, надо полагать, и направляет их работу в нужное русло. И которая всегда скрывает имена своих спонсоров и те задачи, которые те перед ней ставят», поделился общественник результатами своего расследования. 

Между тем согласно открытым данным Statsnet оценочная годовая выручка общественного фонда «Темексiз» в 2021-м — 119,8 млн тенге, в 2022-м — 148,6 млн тенге, в 2023 — 86 млн тенге. Эта структура — общественная организация (НКО), не являющаяся ни профессиональным объединением медиков, ни государственным органом, навязала свои услуги по пропаганде ЗОЖ. 

 

«Дело в том, что все 22 казахстанских региональных центра ЗОЖ входят в структуру упомянутой "Коалиции", которая под руководством Садыковой курирует всю борьбу с курением в нашей стране, и все в рамках действующей схемы получают госфинансирование из местных бюджетов, которое в последнее время осложнено неудобным фактом тендера. Его и решила отменить инициативная группа депутатов Мажилиса, а также вернуть влияние в полной мере в одни руки. Вот с чем следует разбираться государству на самом серьёзном уровне»,  подчеркнул Кирилл Павлов.

Некоторые цифры и факты:

Только с 2015 по 2019 годы через систему госзакупок на деятельность госцентров ЗОЖ прошла астрономическая сумма — 1,7 млрд тенге. Следует понимать, что каждый такой центр — маленькая организация, в которой работают два-три человека.

На финансирование мероприятий по пропаганде ЗОЖ на 2023 год из местных бюджетов было выделено 526 млн 452 тыс. тенге. Дополнительно на те же цели —  реализацию мероприятий по пропаганде здорового образа жизни — из местного бюджета на 2023 год выделили 224 млн тенге. Не считая ассигнований Минздрава на данные цели. А за 2023 год из местных бюджетов выделили уже 750 млн тенге — почти половину того, что они получили за пять лет (2015—2019).

Ключевой вопрос, поставленный спикером: может быть, пришла пора со всей этой системой разобраться соответствующим профильным органам?

Лента новостей

все новости