Редакция Orda.kz выясняла, имеет ли право авиакомпания отказать имеющему заболевание пассажиру подняться на борт и как можно обжаловать это решение.

Трагический случай произошёл 9 июля 2021 года на борту рейса Шымкент – Алматы. Девятилетнего мальчика после приземления самолёта передали врачам, но спасти ребёнка не удалось. Позднее стало известно, что у него было серьёзное онкологическое заболевание.

Авиакомпания заявила, что не была заранее уведомлена о тяжёлом состоянии ребёнка и его диагнозе.

Мама ребёнка запросила кресло и помощь лишь во время посадки, также не сообщив о состоянии здоровья ребёнка, — говорится в сообщении авиакомпании AirAstana, которая выполняла рейс.

В 2020 году в областной детской больнице Актау скончался полугодовалый ребёнок, ранее госпитализированный с рейса Актау — Стамбул. Врачи поставили ему предварительный диагноз — внебольничная пневмония тяжелого течения. Бортпроводники также не знали о факте заболевания.

Нужно ли предупреждать авиакомпанию о наличии болезни?

Президент ассоциации туроператоров РК Инна Рей рассказала, что задача авиакомпании в таких ситуациях — быстрее доставить человека к месту, где ему могут оказать правильную медицинскую помощь.

Могут ли не пустить в самолёт больного пассажира?
Фото: Инна Рей/Facebook

— Человек должен сам понимать, насколько для него это критично, нужно советоваться с врачом. Если поставить в известность членов экипажа, это будет дополнительной мерой поддержки и безопасности. Они будут уже готовы, — заявила эксперт.

Если врачи разрешают, то лучше предупредить бортпроводников о своей болезни. При этом никогда не исключены экстренные ситуации.

Согласно всем нормам ИКАО, если возникает угроза жизни любому участнику движения, немедленно должна быть совершена посадка в ближайшем населённом аэродроме.

Есть ли список болезней, не допускающий к полётам?

Заместитель главного врача поликлиники №17 Алматы Виктор Ким рассказал, что определённого перечня болезней, по которым не могут пустить на борт, нет.

Могут ли не пустить в самолёт больного пассажира?
Виктор Ким. Фото с сайта поликлиники

— Официального списка нет. Лечащий врач должен посмотреть стадию болезни, в обострении она или нет. И даёт разрешение на вылет по состоянию здоровья пациента, — объяснил врач.

Инна Рей объяснила, почему подобного списка нет.

— Договор с авиакомпанией о том, что пассажир берёт на себя все риски, подписывать не надо, если только страховку. Перечень болезней, при которых можно и нельзя летать, очень трудно составить. Его официально нет. В него может войти очень большое количество болезней, — уточнила эксперт.

Не пускают на борт — что делать?

По словам Инны Рей, бортпроводники имеют право вывести из самолёта нетрезвых людей. Но у них может быть и свой регламент в отношении того, как контролировать больных пассажиров на борту. Если такой есть, то авиакомпания может запросто его предъявить и сказать, что вы себя плохо чувствуете.

— В таком случае авиакомпания обязательно предоставит протокол, где будут изложены причины того, почему вас не допускают на борт. В случае необходимости вы можете подать в суд и обжаловать это решение. Но если вы согласны с решением, авиакомпания будет сама решать вопрос о переносе даты вашего вылета. В частных случаях они могут не выставлять штрафных санкций, либо аннулируют билет, — отметила она.

Поделиться: