Корреспондент Orda.kz выехал в село Сарапхана в Туркестанской области, где находится наделавший много шума мавзолей судьи Бекета Тургараева.

Село Казыгурт в Туркестанской области с населением немногим более 10 тысяч человек носит название горной цепи, которую жители Средней Азии считают колыбелью человечества. Недалеко от него расположен небольшой аул Сарапхана, в котором четыре года назад построили величественный мемориальный комплекс «Батыр бабалар». Его возвели в честь 375-летия Орбулакской битвы.

Могила на «чёрный день»: почему казахстанцы при жизни отстраивают себе мазары

Руководителем проекта его строительства стал заслуженный юрист Республики Казахстан Бекет Тургараев. И вот спустя четыре года соцсети всколыхнула информация о том, что на территории комплекса Тургараев построил мавзолей для себя и своей жены. И внутри уже установлены бюсты его родственников.

Достояние степного края

Вдоль трассы Шымкент – Ташкент в селе Сарапхана путешественников встречает памятник народным героям Салкаму Жангир-хану ( чингизид, правитель Казахского ханства с 1643-го до 1652 года) и Жалантосу Бахадуру (казахстанский батыр, стоявший у истоков объединения народов Средней Азии в борьбе с врагами). Два всадника будто приглашают посетить мемориальный комплекс. В глаза сразу бросается надпись: «Председатель благотворительного фонда «Жеті жарғы және Қожаберген жырау» Б. Тургараев. Сдан в 2018 году».

Могила на «чёрный день»: почему казахстанцы при жизни отстраивают себе мазары

Внутри парка на гранитных табличках написаны слова назидания Абая, чуть поодаль установлены памятники трём законодателям – Толе би, Казыбек би и Айтеке би, с которыми связана целая эпоха в истории казахской степи.

Могила на «чёрный день»: почему казахстанцы при жизни отстраивают себе мазары
Могила на «чёрный день»: почему казахстанцы при жизни отстраивают себе мазары
Могила на «чёрный день»: почему казахстанцы при жизни отстраивают себе мазары

Но вот с главной целью поездки – мавзолеем, якобы построенным Тургараевым для себя, корреспонденту Orda.kz не повезло. Двери столь обсуждаемого в последнее время строения были закрыты. И служащие мемориала отказались пропустить журналиста внутрь. Так что лично засвидетельствовать наличие бюстов родственников председателя благотворительного фонда «Жеті жарғы және Қожаберген жырау» так и не удалось.

Могила на «чёрный день»: почему казахстанцы при жизни отстраивают себе мазары

Сам Бекет Тургараев после резонанса в Сети ответил, что мавзолей строил не для себя. Оказалось, что «святыней Бекет-ата» его называют потому, что его возвели в честь 270-летия святого Бекета Мырзагулулы (более известен как Пiр Бекет).

Факт того, что судья подготовил для себя роскошную усыпальницу, местных жителей, а уж тем более владельцев ритуальных агентств, совсем не смущает. Зажиточные южане нередко при жизни выкупают себе места на кладбищах и отстраивают мавзолеи. Размеры и высоту кумбеза (купола – Прим. ред.) определяют лишь материальное положение и статус в обществе.

Могила на «чёрный день»: почему казахстанцы при жизни отстраивают себе мазары

Не останавливает людей и то, что в исламе это запрещено, рассказывает директор ТОО «Оказание специальных ритуальных услуг» Кадырхан Абдуллаев в разговоре с корреспондентом Orda.kz. 

«На кладбищах земля не продаётся. Земля бесплатная. За копание могилы мы берём 11 500 тенге. Но нас никто не слушает. Мы им говорим, что это не по законам шариата, не по обычаям наших предков. Однако они не слушают. Сейчас таких немного, но я боюсь, как бы это не превратилось в национальный вопрос», – говорит Абдуллаев.

Люди объясняют это тем, что не уверены в своих детях. Ведь даже после смерти им не хочется быть хуже других, вот и приходится заранее думать о мазаре с куполом повыше.

Новая традиция?

По мнению археолога и историка Саурана Калиева, возведение мазаров при жизни – это абсолютно новое веяние и к казахским традициям отношения не имеет.

«На территории Казахстана мавзолеи строили уже после смерти человека. В X-XII веках на территории Караханидского государства, после того как оно было объявлено исламским, появилась эта традиция. Известные нам мавзолеи Айша Биби, Карахана, Тектурмаса относятся к тому периоду. После уже – мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави в Туркестане. Все эти мавзолеи строили потомки. А вот чтобы при жизни кому-то построили мавзолей – я такого в исторических документах не встречал», – сказал историк.

Калиев считает неправильным, что люди при жизни стали возводить себе мавзолеи. Он полагает, что такие действия настраивают на смерть, то есть психологически плохо влияют на человека. Некорректно это и с религиозной точки зрения, потому что «при каких обстоятельствах, где и когда умрет и будет похоронен человек – ведает только Всевышний».

Автор: Исламбек Дастан

Поделиться: