Мизер за шедевры: семья Шамши Калдаякова оказалась в центре спора о правах и выплатах

cover Фото: Pixabay

После того как Ботагоз Калдаякова заявила о мизерных выплатах за использование песен Шамши Калдаякова, Казахстанское авторское общество обвинило её недостоверности данных. Калдаякова дала подробное разъяснение. Она настаивает, что проблема реальна, и система авторских выплат требует пересмотра.

«Мне не смешно, когда наследник получает мизерную сумму. Мы не делали громких заявлений ради конфликта, а просто констатировали факт. Дальше уже люди сами делают выводы, нормальна ли такая ситуация», говорит Калдаякова.

Ботагоз Калдаякова — исполнительный директор общественного фонда «Шәмші әлемі Мухтара Калдаякова», который был создан в 2022 году. Фонд занимается развитием наследия композитора и продвижением молодых талантов в области музыкального искусства. Женщина действует на основании нотариальной доверенности от Мухтара Калдаякова, младшего сына Шамши Калдаякова, на управление исключительными авторскими правами. С 2025 года фонд заключил соглашения и с авторами текстов песен композитора.

Из архива Ботагоз Калдаяковой
Из архива Ботагоз Калдаяковой 
«На сегодня у фонда есть права на 52 песни — это не просто хиты, а шлягеры, проверенные временем. Мы систематизировали авторские договоры и начали профессиональную работу по управлению этим наследием», поясняет она.

Калдаякова также уточняет: в Казахстане закон допускает, что наследники могут работать с разными авторскими обществами. Так, Мухтар Калдаяков передал исключительные права фонду, и они перешли к сотрудничеству с ОКУП «Аманат», его старший брат Абылкасым заключил соглашение с другой организацией — «Абырой», а вдова композитора Жамиля работает через КазАК. Все трое — равноправные наследники.

Почему сменили авторское общество

По словам Калдаяковой, в 2023 году её мужа Мухтара исключили из членов КазАК. Причины официально не пояснялись. В результате фонд, получив юридическую свободу, перешёл к сотрудничеству с ОКУП «Аманат».

«После перехода мы впервые увидели, как должна работать система. Нам предоставляют прозрачные отчёты, видно, кто использует произведения, в какие сроки и какие суммы поступают. Даже при ограниченном охвате это выглядит иначе, чем прежде», говорит она.

Калдаякова подчёркивает, что раньше сумма выплат за использование репертуара композитора не соответствовала его вкладу в культуру. Цифры, озвученные ею в прошлом году, касались только части дохода одного из наследников. Однако, как она считает, даже если их умножить на три, результат остаётся неудовлетворительным.

«Это не попытка дискредитировать, это реальный запрос на пересмотр системы. Нам пришлось взять это в свои руки, потому что по-другому продвигать наследие было невозможно», отмечает она.

Концерты и стриминг

По словам Ботагоз, за последние два года фонд провёл серию бесплатных концертов в семи городах Казахстана, а также международные мероприятия в Венеции и Дубае. Все концерты проходили с участием оркестра под управлением Мухтара Калдаякова, выпускника Juilliard School, дирижёра КНАТОБ им. Абая. 

«Люди в регионах соскучились по живому звуку. Мы не берём деньги с аудитории. Мы приглашаем местные акиматы, передаём им билеты для населения. Всё это делается без государственной поддержки, только за счёт меценатов и партнёров», говорит Калдаякова.

В марте этого года фонд выпустил первый официальный альбом композитора на всех стриминговых площадках в 230 странах. Альбом попал в топ-10 Apple Music. Это, по её мнению, подтверждает востребованность наследия композитора.

Скриншот Apple Music
Скриншот Apple Music

Изменения необходимы

Ботагоз Калдаякова не отрицает, что тема выплат повлияла на общественное обсуждение законопроекта об авторском праве. Она подчёркивает, что политического расчета за её словами не было, и если бы система работала эффективно, поводов для обсуждения не возникло бы вовсе.

«Я не ставила себе задачу кого-то упрекнуть. Просто сказала, как есть. А в остальном — у государства есть мощный рычаг, поэтому оно может сыграть ключевую роль, если поможет цифровизировать процессы и сделать их прозрачными», считает она.

При этом она указывает: в Казахстане зарегистрировано 15 ОКУП, в то время как в большинстве стран их три-четыре и они распределены по отраслям. Такое количество, по её мнению, не позволяет сделать систему выплат открытой и порождает недоверие.

«Наша задача — не участвовать в спорах, а делать то, что имеет культурную ценность. Мы видим спрос, мы видим интерес. И пока не будем отвлекаться от этой работы», резюмирует Калдаякова.

Сегодня фонд активно занимается развитием наследия Шамши Калдаякова. К 95-летию со дня рождения композитора была выпущена первая в мире почтовая марка с его изображением. В ближайшие месяцы планируется продолжение концертной программы.

Читайте также: 

Лента новостей

все новости