Мистическое, историческое, социальное: главные фильмы кинофестиваля BAIQONYR

С 6 по 10 сентября в Алматы пройдёт VIII кинофестиваль BAIQONYR. Его программа традиционно состоит из ярких короткометражных картин, составляющих международную конкурсную программу (18 фильмов из разных стран) и национальную (26 работ). Фильмом же открытия станет полнометражная лента «Братья» Дархана Тулегенова, ранее удостоившаяся главной награды на независимой казахстанской кинопремии «Выбор критиков».
Давайте познакомимся с самыми интересными картинами фестиваля.
Международный конкурс
Маленькая любовь (режиссёр Айжан Касымбек, Казахстан)
Новая работа Айжан Касымбек, известной, прежде всего, по фильму «От», выходившему в прокат в прошлом году. Один день из жизни девочки-подростка: дружба, влюблённость, смелость, робость, любопытство, ещё по-детски горькое переживание семейной травмы и отчаяние. «Маленькая любовь» по лирической тональности похожа на ранние короткие метры Айжан, однако в глаза сразу бросается большой профессиональный прогресс – как в плане сторителлинга, так и визуального решения. Продуманный сценарий и выверенная операторская работа удачно перекликаются с чудесной песней «Махаббат» Галымжана Молданазара.
Маринад (режиссёр Василий Слепцов, Республика Саха, Россия)
Словосочетание «Республика Саха» уже само по себе знак качества. Самое яркое и самобытное кино из России в последние годы приходит именно из Якутии.
Внешне лаконичная и спокойная, снятая в свойственном для якутского кино визуально насыщенном и в то же время околодокументальном стиле, эта картина постепенно достигает поистине душераздирающего драматизма. История о владельце небольшой пиццерии, который принимает трудное решение продать семейный бизнес, чтобы оплатить лечение больной матери, к финалу вызывает целую гамму разнообразных чувств (и облегчение, и сопереживание, и грусть), складывающихся в катарсический опыт.
Медик (режиссёр Алижан Насиров, Кыргызстан)
Документальная картина о буднях молодого врача, работающего в глубинке и самоотверженно выезжающего на вызовы верхом на лошади в любую погоду и в любое время суток. Фильм, прежде всего, впечатляет историей. Наблюдая за этой нелёгкой работой, невольно проникаешься симпатией к герою и уважением к жизни и усилиям «маленького человека», который, будучи показанным честным и эмпатичным взглядом создателей фильма, вдруг предстаёт настоящим и большим.
Кукла по имени Лилит (режиссёр Астхик Казарян, Армения)
Камерная драма, быстро и пугающе перерастающая в болезненную трагедию. В семье, где уже есть две девочки, мать снова беременна. Отец сразу даёт понять, что ждёт исключительно мальчика, и не скрывает, что дочек не считает за полноценных детей. Ну, а девочки мечтают о роскошной кукле, которую каждый день видят в витрине магазина, и придумывают красивые имена для будущей сестрёнки… Короткая и лаконичная, но при этом пронзительная и удручающе-печальная история, показывающая, увы, сходство наших стран.
Пожар (режиссёр Сайдалоксон Масудхонов, Узбекистан)
Стремительная, динамичная, захватывающая документальная зарисовка о буднях узбекских пожарных и их работе, которая, с одной стороны, превращается в рутину (как, наверное, и любая работа со временем), а с другой – трудно не помнить, что это страшный и рискованный труд. Снято очень живо, камера повсюду следует за героями – вот они торопливо перекусывают, а вот, заслышав сигнал тревоги, бросают еду и мчатся на пожар.
Национальный конкурс
Сабыр (режиссёры Марина Зиберт и Дамир Танатов)
Пожалуй, самая пронзительная и берущая за душу, а также лирично и стильно снятая картина программы. История мальчика по имени Сабыр, страдающего дислексией. Он живёт в живописной глубинке, знает много всего интересного, бредит полетами и собственноручно мастерит самолёты. Но, увы, в школе у него проблемы из-за недуга – Сабыр не способен читать. Учителя и мать не верят в серьёзность болезни и сурово наказывают мальчика, лишая самой большой любви в его жизни – самолётов…
Сары Омір (режиссёр Рустем Дастанулы)
Лента, в которой удалось переплести казахскую period drama и современность, замиксовать мистическое, историческое и злободневное. Здесь есть хороший сюжет, соединивший темы исторического возмездия, повторяющейся травмы и сексуального насилия. Вкупе с качественным визуальным решением и хорошими актёрскими работами всё это, бесспорно, запоминается. В одной из ролей – как обычно, органичный в кадре Куандык Дюйсембаев («Ласковое безразличие мира», «Конокрады», «Казахское ханство»).
Ариса Хасимото (режиссёр Сабина Уристемова)
Документальная лента, рассказывающая любопытную историю японской балерины Арисы Хасимото, ныне работающей в КазНТОБ имени Абая. Камера следует за девушкой повсюду на протяжении её рабочего дня: фотосессия, потом тренировка, общение с друзьями по труппе и наконец – вечерний спектакль. Параллельно Ариса рассказывает о том, как она покинула родную Японию, училась и работала в разных странах, пока не оказалась в Казахстане.
Анасы Бар Адам (режиссёр Айбек Нигмет)
История молодого парня, освободившегося из тюрьмы и узнающего, что его страдающая деменцией мать помещена в клинику-интернат. Очень удачно написанная и снятая работа с хронометражем в полчаса, а, по сути – почти готовый полный метр. Сразу бросаются в глаза сильная драматургия и отличные актёрские работы. Хороша в привычной роли матери главного героя актриса Алтынай Ногербек; сильно отыграл Рустем Жаныаманов («Жаным, ты не поверишь!», «Агашки по вызову»), который держит зрителя своей лаконичной, но выразительной игрой.
Эпилог (режиссёр Дамир Абильханов)
Драма о молодой актрисе, которая живёт с престарелыми бабушкой и дедушкой. Однако события приобретают трагический оборот: апашка смертельно заболевает, а у аташки проявляются симптомы деменции. Внучка разрывается, пытаясь успеть всё – и бытовые дела, и кастинги (работа очень нужна), но за больной бабушкой нужен уход. В какой-то момент нервы у всех троих начинают сдавать… Эффектная работа молодой актрисы Камилы Мусановой – одна из самых впечатляющих в программе, в целом. А в роли чудаковатого, но доброго дедушки, как обычно, хорош актёр Ерболат Тогузаков («Сказ о розовом зайце», «Шал», «Подарок Сталину»).
Все показы кинофестиваля BAIQONYR пройдут в киноцентре «Арман».
С новостями фестиваля можно знакомиться на сайте baiqonyr.kz и на страницах в Instagram и Facebook – baiqonyrfilmfestival.
Лента новостей
- Чиновники рассказали, скольким казахстанцам списали долги
- Китайцы потратили миллиарды на взятки казахстанским чиновникам
- Махинации со скотчем: Минфин ответил на претензии АФМ к Omarket
- Обсуждение запретительного списка для «упрощёнки» продлили до 16 октября — Амрин
- Бектенов потребовал от Берика Уали приложить больше усилий
- Давка в аэропорту и тусаукесер: Димаш Кудайберген стал причиной ажиотажа в Мексике
- Чиновники о проезде за 500 тенге: это не позиция государства
- Адвокаты Дикого Армана обжалуют приговор
- «Мы стали заложниками провокационной ситуации»: подсудимый предприниматель про обвинение в вымогательстве
- Казахстан увеличил добычу нефти на 13 %
- Рост экономики Казахстана замедлился до 6,3 %
- Казахстанского чемпиона приговорили к году тюрьмы в Саудовской Аравии
- Отрицает все обвинения: экс-президент Франции сядет в тюрьму по «делу Каддафи»
- Двух школьниц принудили к браку на юге Казахстана
- «Надругался над телом мёртвой женщины» — школьника судят за жуткое убийство в Шымкенте
- У фермеров массово арестовали счета на западе Казахстана
- Учительница с поддельным дипломом больше 10 лет работала в школе и унижала учеников
- Бапи против российских букмекеров: кто получает миллиарды от казахстанских игроков
- Президент Мадагаскара бежал из страны после молодёжных протестов
- Ветер и туман — прогноз погоды на 14 октября