Мир фестивальных ужасов: хирургия как шоу, кулинария как ад, и все мужчины на одно лицо

cover

Онлайн стали доступны сразу три похожие в жанровом смысле картины из программ больших кинофестивалей 2022 года. Это «Преступления будущего» Дэвида Кроненберга (Канны), «Род мужской» Алекса Гарланда («Двухнедельник режиссёров» там же) и «Извержение вкуса» Питера Стриклэнда (Берлин). Все фильмы балансируют на стыке авторского сюрреализма и хоррора, и все – от мастеров, уже обладающих солидным именем в жанре. Впрочем, на этот раз у них получились не самые удачные работы, однако, без сомнения, достойные просмотра. Кинокритик Гульажар Машрапова делится впечатлениями от увиденного.

«Преступления будущего» (Crimes of the Future)

С этим фильмом маэстро Кроненберг решил вернуться к корням, то есть, к философски заряженному боди-хоррору раннего периода своего творчества.

Новая картина рассказывает историю людей из будущего, эволюция в котором ускорилась настолько, что каждую неделю в их телах вырастают новые органы. Главный герой Сол Тензер в исполнении любимца режиссёра Вигго Мортенсена и его подруга, хирург Каприс (Леа Сейду), решают устроить из этого шоу, проводя публичные операции-перфомансы по удалению лишних органов. В какой-то момент на арене действия появляются представители государственного регулятора этой сферы в исполнении Кристен Стюарт и Дона Маккеллара, подпольный конкурс красоты внутренних органов и люди, поедающие… пластик.

И вроде бы всё любопытно и претендует на интригу, но она не срабатывает. Во время просмотра не покидает ощущение того, что мы это уже видели у того же Кроненберга, и сделано было в разы лучше. Ничего нового Дэвид нам не говорит: главные идеи фильма о том, что «хирургия – новый секс» и пришло время новой физиологии, а также пластика вместо органики – все это из разряда «плавали – знаем».

В плане стилистики и актёрских работ тоже как бы и неплохо (интересный каст, качественный визуал), но ничего свежего и удивляющего. Однако, если вам в принципе интересно подобное кино, то «Преступления будущего» стоит смотреть хотя бы потому, что даже в самоповторах и Кроненберг, и жанр, бесспорно, интересны.

«Род мужской» (Men)

Тоже, пожалуй, не самый лучший фильм Алекса Гарланда. Не такой цельный тематически и стилистически, как «Из машины», и не такой многозначно-впечатляющий, как «Аннигиляция». Не хватает ему – при том масштабе, на который фильм претендует – и продуманности с ритмом «Разрабов».

Но, как бы там ни было, Гарланд – один из самых интересных режиссёров, работающих в жанре философской фантастики. И ступив с «Родом мужским» на территорию чистого сюр-фэнтези, он не становится менее любопытным автором. Новая картина продолжает излюбленную режиссёром тему битвы полов и женщины, как побеждающего начала – всё это он рассматривал под разными углами в своих предыдущих работах. Но «Род мужской» говорит об этом, оборвав с какого-то момента малейшую привязку к реальности.

Начинается фильм удачно и интригующе, как некий сюрреалистически размытый реальный сюжет. Героиня после трагической смерти мужа решает купить дом в деревенской глуши, чтобы спрятаться от всех и вся, однако её начинают преследовать загадочные мужчины, похожие друг на друга как близнецы.

И вот так бы и продолжать режиссёру, постепенно ведя зрителя к развязке и трансформации героев, но Гарланд в какой-то момент вдруг выбирает мгновенный прыжок в бездну метафорического безумия, без предупреждения швыряя фильм из начального комфортно выдержанного жанрового равновесия в полный сюр, к которому зритель оказывается не вполне готов.

Тем не менее, в «Роде мужском», бесспорно, есть интересные идеи и образы. Большой плюс картины – Джесси Бакли в главной роли, чья работа удивительно реалистична даже в таком формате.

«Извержение вкуса» (Flux Gourmet)

Один из самых любопытных и своеобразных мастеров, британец Питер Стриклэнд снял фильм, который нельзя назвать неудачным, но и новизной он тоже не отличается. Хотя, пожалуй, в случае со Стриклэндом это более-менее логично, так как всё его творчество, начиная со «Студии звукозаписи «Берберян» и до «Маленького красного платья», словно один беспрерывно продолжающийся фильм. И в этом особенность и странное очарование режиссёра.

«Извержение вкуса» – будто очередной эпизод той концентрированно артхаусной, вычурно эстетской киноэпопеи (с отсылками одновременно к Питеру Гринуэю, Райнеру Вернеру Фассбиндеру, Дарио Ардженто и эксплойтейшну 1970-х), которую Стриклэнд снимает на протяжении карьеры.

Новая картина рассказывает историю популярного арт-коллектива, устраивающего при помощи кухонных препаратов и кулинарных продуктов шоу в духе рок-опер. Муза режиссёра Фатьма Мохамед, а также актёры Эйса Баттерфилд и Ариана Лабед играют членов этого коллектива, а известная по «Игре престолов» Гвендолин Кристи – их спонсора.

А дальше мы видим то, что обычно всегда присутствует в сюрреалистичной вселенной режиссёра, в которой из фильма в фильм меняются персонажи и род их занятий, но суть остаётся той же. Все они то высоко-трагичны, то безобразно-токсичны, при этом комичны и существуют в некоем условном времени и условных ситуациях. А приходит всё у Стриклэнда, как обычно, к бравурно-жестокому катарсису через насилие и фонтаны крови, смешанные с чёрным юмором.

Лента новостей

все новости