Минздрав «убивает» диабетиков? О чём общественник Руслан Закиев попросил президента Казахстана
Коллаж: Orda.kz
Решить три вопроса попросил президента Казахстана директор Диабетического родительского комитета Руслан Закиев. Они касаются присвоения инвалидности, медицинского обслуживания и обеспечения лекарствами. Orda.kz побеседовала с общественником.
Трое детей с диагнозом
Руслан Закиев — отец четверых детей, у троих из них сахарный диабет I типа. Старшему 21, серьёзную болезнь у него обнаружили 12 лет назад. С тех пор Руслан стал изучать и поднимать проблемы, с которыми сталкиваются люди с этим диагнозом. Всего на несколько месяцев младше его дочь. Она приёмный ребёнок. Девочку забрали из детдома именно за тем, чтобы обеспечивать должный уход. Третьему, сыну, у него тоже сахарный диабет I типа, 13 лет.
Сахарный диабет I типа – болезнь неизлечимая, как правило аутоиммунная. Это когда иммунная система путается и вместо того, чтобы защищать организм от вирусов и бактерий, начинает атаковать собственные клетки. Часто начинается в детстве, как случилось в его семье. Единственная возможность сохранить жизнь — использовать инсулин. Он в организме, в отличие от здоровых людей, не вырабатывается совсем. Без него человек просто-напросто умрёт.
В Казахстане с таким диагнозом живёт около 40 тысяч человек, порядка семи тысяч из них — дети.
Перестал быть социально значимой болезнью?
Вот уже полгода Руслан Закиев пытается повлиять на решение проблем таких больных. Дело в том, что в середине прошлого года президент подписал подготовленный Минздравом закон, который вносит изменения в систему обязательного социального медицинского страхования. У него длинное название — «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам ОСМС и оказания медицинских услуг».
Новшества с января этого года очень осложнили и без того непростую ситуацию диабетиков I типа.
«Сахарный диабет исключили из списка социально значимых заболеваний и тем самым перевели из пакета ГОБМП (гарантированный объём бесплатной медицинской помощи — прим. авт.) в пакет ОСМС. То есть у казахстанцев с таким диагнозом, чтобы получать жизненно важную терапию, обязательно должна быть медицинская страховка. Те, кто не работает, обязаны платить взносы самостоятельно. При этом нет разграничения на сахарный диабет I и II типов, их свалили в одну кучу. Но они совершенно разные — по причинам, течению болезни и нередко исходу! Это не учтено», поясняет общественник.
Теперь жизнь больных сахарным диабетом I типа напрямую зависит от внесения взносов ОСМС. Да, дети до 18 лет входят в льготные категории. Но уже на следующий день после совершеннолетия они теряют большинство из своих прав. Отец 21-летних сына и дочери видит это очень чётко.
«Руководство Минздрава, я так понимаю, полагало, что все диабетики I типа имеют инвалидность и поэтому входят в льготные категории по ОСМС. Но это не так», говорит он.
«Инвалидный» парадокс
Получить инвалидность взрослым сегодня тоже очень даже непросто.
«С 2020 года после внесения изменений на тот момент в приказ № 44 — сейчас это приказ № 260 Минтруда — поменялись правила проведения медико-социальной экспертизы. Сахарный диабет I и II типов опять же объединены без учёта принципиальных различий между ними. Теперь, чтобы установить инвалидность детям, нужны самые незначительные осложнения, а вот для взрослых это возможно только в необратимых, терминальных стадиях. А так как это теперь привязано к наличию страховки, возникает резонный вопрос: как быть тем взрослым с сахарным диабетом I типа, которые не участвуют в системе ОСМС?» недоумевает Руслан Закиев.
Получается парадокс: инвалидность взрослым присваивают, если они больны на серьёзной стадии. Но откуда у них страховка, если они серьёзно больны и не могут работать?
Так, дочери Руслана на днях отказали в установлении инвалидности:
«Поликлиника, куда она прикреплена, говорит, что при повторном переосвидетельствовании группа инвалидности снята, в связи с чем пациентка утратила право на льготы по ОСМС и не может получать инсулин бесплатно. То есть ей уже сейчас говорят: не будет страховки — не будет инсулина».
Между тем, казахстанцы с таким диагнозом могут работать в очень ограниченных сферах. Государство признаёт, что у сотрудника с сахарным диабетом I типа может случиться гипогликемия, и это может угрожать жизни других людей.
«Здесь мы видим ограничения, а платить должны как все. Это несправедливо, это серьёзная дискриминация. Очень чувствительную группу выбросили из льготного пакета, а теперь не хотят видеть проблемы», сетует глава НПО.
Бесплатно нельзя платно
Ещё одна проблема — когда норма вроде как есть, но на деле она не работает. Многим больным сахарным диабетом I типа нужна помпоинсулиновая терапия, когда инсулин подаётся в организм автоматически через маленький прибор — помпу, а не уколами несколько раз в день. Это такой умный дозатор инсулина, который работает почти как настоящий орган.
Помпоинсулиновая терапия для взрослых казахстанцев тоже платная. Но есть норма, что пациенты с сахарным диабетом I типа старше 18 лет, продолжающие учёбу и беременные, могут получать её бесплатно.
«В стандарте оказания эндокринологической помощи, который действует уже три года, она есть. Но в другие нормативно-правовые акты, которые за эти годы уже много раз менялись, Минздрав её не сажает. То есть она носит формальный, декларативный характер», говорит Закиев.
Все попытки достучаться до Минздрава, по его словам, бесполезны, а на письма приходят ответы для галочки:
«14 ноября мы проводили круглый стол в мажилисе — пришли только два представителя департаментов Министерства здравоохранения. Мы задали простой вопрос: проводился ли анализ возможных последствий — медицинских, социальных, экономических — после введения таких изменений? Ведь они бьют по очень уязвимой группе населения. Вот уже конец января, мы документ не получили. Есть ощущение, что никакого анализа не проводилось».
Минздрав: «Ничего не поменялось»
Считают ли в Минздраве свои действия ошибкой и ждать ли хороших новостей пациентам с серьёзной болезнью? «Орда» направила официальные запросы, а пока приводим ответы ведомства фонду.
В ведомстве подтвердили, что с 1 января 2026 года сахарный диабет в целом перешёл в перечень хронических заболеваний, подлежащих динамическому наблюдению в поликлиниках в рамках ОСМС. Это объясняют переходом на Единый пакет медицинской помощи, главная задача которого — максимальный охват населения системой ОСМС.
В Минздраве считают, что такое решение не снижает социальную защиту пациентов, а наоборот, за счёт укрепления финансирования позволяет предоставлять больше медуслуг.
«Объём медицинской помощи — обеспечение лекарствами, круглосуточные и дневные стационары, медицинская реабилитация — для больных с сахарным диабетом не меняется. Меняется лишь форма финансирования», подчеркнули в Минздраве.
Социальные гарантии и льготы сохраняются. В министерстве напомнили, что государство вносит страховые взносы за 15 льготных категорий населения, в том числе за детей до 18 лет, студентов и взрослых с инвалидностью по сахарному диабету. А также о том, что с этого года скрининг на ранее выявление болезни бесплатный.
В Минздраве согласились, что лекарствами больные сахарным диабетом I и II типов получают по страховке. Системой ОСМС охвачены 96 % казахстанцев с таким диагнозом.
«Обеспечение жизненно важными препаратами, включая инсулины, пероральные и инъекционные сахароснижающие препараты, а также средства доставки инсулина и самоконтроля (тест-полоски, глюкометры, помпы, расходные материалы) сохраняются — меняется форма финансирования (ОСМС)», отметили в ведомстве.
Руслан Закиев в заключение своего видеообращения попросил Токаева дать поручение рассмотреть три вопроса, которые связаны между собой:
- вернуть сахарный диабет I типа в перечень социально значимых заболеваний и пакет гарантированного объёма бесплатной медицинской помощи;
- помочь решить вопрос с установлением инвалидности после достижения совершеннолетия;
- вернуть право на помпоинсулиновую терапию для взрослых с сахарным диабетом I типа.
Читайте также:
Лента новостей
- «Битва дневников» продолжается: что основатели BilimClass ответили представителям Kundelik
- Минздрав «убивает» диабетиков? О чём общественник Руслан Закиев попросил президента Казахстана
- «Никто никого не бил»: в Союзе дзюдо Азии отрицают драку между Сапиевым и Есимхановым
- Атлантический циклон принесёт в Казахстан снег и мороз до −35°C
- Премьер Японии распустила парламент и объявила досрочные выборы
- «Мы не позволим» — глава Нацбанка рассказал, разгонится ли инфляция из-за кредитов «Байтерека»
- Нацбанк готов рассмотреть идею передачи выплат из Нацфонда между детьми в одной семье
- Китайцы построят колледж для водников в Казахстане
- 1500 тенге за доллар? Сулейменов прокомментировал возможность новой девальвации
- В Казахстане начнут штрафовать работодателей за ошибки в трудовых договорах
- Серика Сапиева избил его заместитель-самбист
- «Нацфонд — детям»: сколько денег поступит на счета по итогам 2025 года
- Нацбанк: базовая ставка близка к максимуму, но «потолка» у неё нет
- «Золотой мальчик»: экс-помощник Токаева возглавил палату предпринимателей «Атамекен»
- Чиновники потратили четверть миллиарда тенге на игру для изучения казахского языка
- Нацбанк сохранил базовую ставку на уровне 18 %
- Убийцы Яны Легкодимовой добиваются пересмотра приговора
- Умер на уроке: стали известны новые подробности смерти школьника в Каскелене
- Казахстан не платил миллиард долларов за вступление в «Совет мира»
- 12-летняя школьница обвинила отчима в изнасиловании в Жамбылской области



