Международные аналитики: Казахстан не выполнит план по росту экономики
Фото: Elements.envato.com
Международное рейтинговое агентство S&P Global Ratings прогнозирует рост экономики Казахстана на 3,7 % в 2024 году. Это почти вдвое ниже того уровня, которого требовал достичь президент Токаев, сообщает Orda.kz.
Как отмечает в своём обзоре аналитик Halyk Finance Мадина Кабжалялова, S&P Global Ratings подтвердило кредитный рейтинг Казахстана на уровне BBB- со стабильным прогнозом. Финансисты отметили, что поддерживать этот рейтинг помогает нефтегазовый сектор — он обеспечивает 20 % ВВП, свыше половины объёма экспорта и 30 % доходов правительства.
Но объём добычи нефти сократился, и это сказалось на темпах роста экономики. Из-за этого аналитики S&P снизили прогноз по приросту ВВП. Текущая оценка намного ниже того уровня, на который рассчитывали казахстанские власти во главе с президентом. Это вновь акцентирует внимание на проблеме некачественного планирования бюджета.
И в ближайшие годы, по оценкам S&P, экономика Казахстана быстрее расти не начнёт.
«Даже запуск проекта будущего расширения месторождения Тенгиз во второй половине 2025 года, который должен увеличить объёмы добычи нефти с 90 млн тенге в 2023 году до 98 млн в 2025 году, не приведёт к росту экономики выше 4,5 %. Таким образом, средние темпы прироста ВВП в 2025-2027 годах составят 3,7 % в год», цитирует прогноз S&P Halyk Finance.
Правительство уже несколько скорректировало свои завышенные ожидания и снизило оценку роста ВВП в 2025-2027 годах с откровенно несбыточных шести процентов до 5,5 %. Но и этот показатель выглядит фантастическим. Впрочем, эксперты S&P указывают, что роста выше 3,7 % можно будет достичь при разумной приватизации, развитии частного сектора и привлечении иностранных инвестиций.
«Однако, по мнению экспертов S&P Global Ratings, приватизация идёт медленными темпами, сохраняются централизованный процесс принятия решений, слабая система сдержек и противовесов, цензура, а уровень восприятия коррупции всё так же высокий. Ситуация будет оставаться такой на протяжении следующих трёх лет», — подчёркивает Мадина Кабжалялова.
Уязвимость экономики Казахстана — в её зависимости от нефти (и от России, которая контролирует трубопровод КТК). К тому же государственные расходы остаются высокими, и даже при высоких ценах на нефть дефицит бюджета будет сохраняться на уровне около 2,4 % к ВВП.
Проблемой остаются и постоянные изъятия из Нацфонда, с помощью которых правительство пытается избежать бюджетного кризиса. Рост бюджетного дефицита может привести к тому, что даже нынешний умеренно скептический прогноз по развитию экономики придётся пересмотреть. Увеличить поступления налогов в бюджет можно было бы за счёт реформы налоговой системы — в том числе отмены крупных льгот.
Другой подводный камень, на который может налететь казахстанская экономика, — высокие расходы на обслуживание госдолга. По прогнозу S&P, с 2024 по 2027 годы они будут составлять в среднем 8,5 % по отношению к доходам бюджета.
«Хотя по итогам 2023 года этот показатель был на уровне 8,7 %, за первые шесть месяцев 2024 года наблюдается значительное наращивание расходов по госдолгу, которые составили уже 13,4 % от расходов республиканского бюджета за тот же период. На наш взгляд, это тревожный сигнал, который ставит под сомнение соблюдение ковенант, установленных в Концепции управления государственными финансами РК», предупреждает Мадина Кабжалялова.
Хотя в S&P полагают, что Нацбанк продолжит снижать базовую ставку, на практике этого пока не произошло. Регулятор в конце августа оставил ставку на прежнем уровне. По мнению экономистов Halyk Finance, такое противоречие — следствие непоследовательности и слабого прогнозирования. Несбалансированная налогово-бюджетная политика уже привела к внеплановым изъятиям нефтяных денег из Нацфонда, пошатнула курс тенге и создала основания для роста инфляции.
Между тем латать дыры в бюджете Казахстана снова попробуют при помощи продажи валюты из Нацфонда — в сентябре на эти цели планируют направить до миллиарда долларов.
Читайте также:
Лента новостей
- Смерть солдата-срочника в Шымкенте: информацию о давлении на его семью проверят
- Авраамские соглашения и визиты на высшем уровне: Нетаньяху позвонил Токаеву
- Аресты и пылающие мечети. Протесты в Иране — что известно к этому часу
- Поножовщина в ВКО: конфликт двух мужчин закончился смертью
- Информация о списании кредитов — фейк: АРРФР
- Как будет расти экономика: Бектенов обсудил планы с экспертами
- Протестующие заживо сожгли прокурора провинции Северный Хорасан в Иране
- Трусы на сцене, политические мемы и в чём обвиняют «Дәстүр 2»: как прошла неделя в соцсетях
- Будут ли добывать золото под Степногорском? Как местные жители воюют с «Алтыналмасом»
- В Акмолинской области построят новый гидрообъект для защиты от паводков
- Мексика на очереди: Трамп заговорил о силовой операции против наркокартелей
- В Казахстане началось январское ЕНТ
- Почти раз в столетие: 22 января земляне увидят редкий парад планет
- Вашингтон готовит возвращение в Каракас: делегация Госдепа США прибыла в Венесуэлу
- Расправа под камерами: в Экибастузе мужчина погиб от ножевых ранений, женщину госпитализировали
- Дождь, снег и гололёд: прогноз погоды на 10 января
- Дробление бизнеса: как новый Налоговый кодекс меняет правила игры для крупных застройщиков
- Замечание стоило жизни: жителя Темиртау убили на автобусной остановке, нападавшему дали 10 лет
- Протесты в Иране: цель — возвращение монарха?
- Сосед убил мать и бабушку на глазах у ребёнка в Кызылорде



