Маулен Ашимбаев: Люди ждут конкретных результатов

cover

Спикер сената парламента Маулен Ашимбаев рассказал о своём видении событий Кровавого января и его последствий.

Маулен Ашимбаев дал большое интервью автору YouTube-канала «НеКурултай» Газизу Абишеву, где ответил на вопросы о принятии государственных решений в январские дни, Новом Казахстане, возврате вывезенных за рубеж денег, о фактах пыток и превышении власти, приказе «стрелять без предупреждения», а также и выразил своё мнение о предстоящих политических реформах.

Мы приводим выдержки из этого большого интервью от первого лица.

Как принимались стратегические решения во время январского кризиса

Первые числа января были, конечно, очень тяжёлыми для Казахстана, для всех граждан нашей страны и тех, кто работает в системе государственного управления, в парламенте, администрации президента. Это был, прежде всего, конечно, шок. Мы неплохо завершили год в целом, отметили 30-летие независимости нашей страны. В первые дни января, когда всё это произошло, началась эскалация, ситуация начала обостряться, конечно, это было шоком, сложно было в это поверить. Было понятно, что необходимо принимать оперативные решения, те или иные действия для того, чтобы стабилизировать ситуацию.

В этих условиях, я должен сказать, что, несмотря на сложности того периода, все важнейшие решения принимались в соответствии с законами нашей страны. Вы знаете, что 5 января было объявлено ЧП президентом страны на всей территории Казахстана. Это решение было принято в соответствии с процедурой, предусмотренной Конституцией. После консультации с руководителями палат парламента, премьер-министром президент ввёл ЧП на территории Казахстана. После обсуждения на заседании Совета безопасности было принято решение о введении режима контртеррористической операции в Казахстане 6 января. То есть я хочу сказать о том, что, несмотря на действительно сложность того периода, все указы, решения, действия предпринимались на основе законов, легитимным путем.

Была и дезинформация, какие-то вбросы в тот период. И в этих условиях президент страны проявил максимальную внутреннюю собранность, твердость, чётко и своевременно принимал необходимые решения. Эти решения позволили нам стабилизировать ситуацию в стране и обеспечить общественный порядок.

В чём причина январской трагедии

Прежде всего, понятно, что эти действия были скоординированы, управлялись из каких-то центров. По единому сценарию в большинстве регионов страны начались массовые акции протестов, которые определенные экстремистские, террористические группировки хотели использовать в своих корыстных интересах.

Всё это говорит о том, что это спланированная акция, которую осуществили определенные экстремистские, террористические группы. Часть боевиков готовилась здесь, какие-то боевики прибыли из-за рубежа. По всем этим вопросам следствие разбирается и должно провести исчерпывающее расследование, дать обществу ответы, которых ждут наши граждане и международное сообщество. Как это было спланировано, кто за этим стоял, какие группы здесь были задействованы, какие религиозные радикалы принимали в этом участие, кто прибыл из-за рубежа и как? На все эти вопросы должно ответить следствие.

И сегодня правоохранительные органы, спецслужбы нашей страны проводят очень тщательное расследование, проводится объективная оценка произошедших трагический событий. Я думаю, что через определенное время мы узнаем информацию, которая будет доведена и до внутренней общественности, и до международных партнеров.

В то же время говорить о том, что не было других причин, наверное, неправильно. Понятно, что, прежде всего, людей, мирных граждан, которые сначала вышли на площадь, протестовали, их подтолкнули выйти на улицы социальная ситуация и недовольство своим материальным положением. Все эти годы, к сожалению, накапливались проблемы, связанные с усилением социального неравенства, небольшими доходами. Сегодня известно, что у половины населения страны доходы не превышают 50–60 тысяч тенге. Это действительно очень мало в современных условиях, с учётом цен.

И рано или поздно это недовольство должно было каким-то образом выйти, и вот в январские дни люди начали выражать свой протест, своё отношение ко всему происходящему, и этой ситуацией постарались воспользоваться те или иные группировки.

Я думаю, здесь предстоит очень большая работа. Люди ждут конкретных результатов, и, я думаю, у правительства, госорганов, парламента не так много времени. Мы должны показать конкретные результаты именно по решению социальных проблем, которые беспокоят наших граждан.

О приказе стрелять на поражение

Вопрос очень чувствительный... Страна практически погружалась в хаос. Это была потеря управляемости в нашей стране. Когда начались атаки на акиматы, поджоги зданий, атаки на телекомпании, телевышку, захватывались стратегические объекты, в частности, аэропорт в Алматы. И в этих условиях был введен режим ЧП 5-го числа, 6-го числа введен режим контртеррористической операции в соответствии с законом нашей страны.

Был приказ о применении оружия в отношении тех участников беспорядков, которые с оружием нападали на полицейских, которые участвовали в грабежах, представляли угрозу жизни мирных граждан, которые агрессивно атаковали с использованием огнестрельного и холодного оружия департаменты полиции. Именно в отношении такого рода радикальных лиц было принято решение об их задержании, применении оружия, в том числе в целях обеспечения общественной стабильности. Не было приказа стрелять в мирных граждан. Речь шла о том, чтобы обезвредить боевиков, которые с оружием нападали на представителей правоохранительных органов, которые нападали на мирных граждан, поджигали здания, участвовали в грабежах. В этих условиях власть должна была применить силу для того, чтобы остановить этот хаос.

Но при этом нужно отметить, что, возможно, были случаи, когда жертвами этого противостояния могли стать мирные граждане. Это трагедия, это и есть результат той очень тяжелой ситуации противостояния, которая шла с террористическими группировками в тот момент. Есть жертвы среди мирных граждан, но как это произошло? Не превысили ли военнослужащие своих полномочий, кто пострадал? Со всеми этими вопросами разбираются правоохранительные органы, специальные службы.

Если пострадали мирные граждане, когда не было основания для использования оружия, когда они не представляли угрозу тем или иным представителям правоохранительных органов или военнослужащим, но в то же время против них было необоснованно применено оружие – с этими случаями тоже нужно разобраться.

Кроме того, возможно, здесь имели место и провокации. Об этом тоже должны говорить и этим тоже должны заниматься специальные службы.

Пытки и превышение полномочий силовиками

Здесь не может быть двух толкований. Позиция государственных органов, позиция руководства страны здесь однозначна. Нужно следовать законам РК. В Казахстане пытки запрещены, это уголовно преследуемое деяние. Казахстан присоединился к международным конвенциям по запрещению пыток. В этой ситуации какие-либо действия, которые приводят к унижению человеческого достоинства, прав наших граждан, или использование недозволенных методов дознания, или применение пыток – все это является незаконным и преследуется в соответствии с законами нашей страны.

Я хочу отметить, что ответственность у нас очень суровая. От 5 до 12 лет грозит тем людям, которые осуществляют превышение своих служебных полномочий в процессе следствия. При этом такого рода преступления не имеют срока давности, и эти лица не могут избежать ответственности в результате примирения сторон или каких-то других мер. Здесь не может быть оправданий. Любое лицо, которое совершило пытки, преследуется по закону и понесёт суровое наказание. Соответствующее поручение было дано главой государства.

Генеральная прокуратура держит эти вопросы на контроле. Сегодня по около 170 фактам заведены уголовные дела по пыткам, проводится следствие. Этим занимается Антикоррупционная служба.

Партия Nur Otan

Партия должна измениться. В таком виде, конечно, она не будет обладать поддержкой большинства населения. Но потенциал нашей партии очень большой, и сегодня нужно изменить подходы в работе.

Видимо, нужно усилить филиалы нашей партии, нужно активнее работать с людьми и решать их проблемы. Мониторить многие проблемы, способствовать решению социальных и иных вопросов. И стать реальной силой, которая будет помогать строить Новый Казахстан.

Я понимаю, что есть определенный скепсис в отношении партии у некоторых людей, неверие, может быть, к некоторым партийным инициативам. Но всё это надо менять реальными делами. Я думаю, что эти вопросы будут обсуждаться на этом съезде. И со своей стороны мы как члены бюро будем активно участвовать и помогать нашей партии модернизироваться и соответствовать ожиданиям наших граждан.

О партийном балансе и идеальной партийной системе

Партия – это инструмент выражения интересов людей и в дальнейшем реализации этих интересов. По этому цивилизованному пути и мы должны развиваться. То есть не так, как в советское время, когда государство – это продолжение партии, или до этого у нас были периоды, когда государственные институты были интегрированы с партией. В этих условиях нужна новая парадигма.

У нас должна быть реальная партийная конкуренция. Партии должны конкурировать, выражать интересы тех или иных социальных групп, участвовать в выборах. Здесь одно из ключевых условий – дать возможность развиваться политическим партиям, не ограничивать их деятельность. Способствовать партийному многообразию, появлению новых партий.

Мы видели в ходе январской трагедии, что политические партии отошли на второй план. Они не были тем посредником в ситуации между государственными органами и людьми, которые вышли на площади. То есть партии не выполнили одну из важнейших ролей в выражении интересов людей, в артикулировании и отстаивании этих интересов, но и в направлении их в цивилизованное и легитимное русло.

О свободе слова

Нужно ли нам принимать законы по свободе СМИ? Видимо, да. Нужно со временем посмотреть и закон о СМИ, какие-то новые нормы туда включить. Может быть, новую редакцию закона посмотреть по другим направлениям, в частности, о доступе к информации.

В свое время, когда я работал в мажилисе, был депутатом V и VI созывов, мы с коллегами готовили закон о доступе к информации. На тот момент он был достаточно прогрессивный, чтобы общественность имела доступ к информации государственных структур. Но многие вещи тогда нам не удалось до конца реализовать. Может быть, пришло время ещё раз вернуться к этому закону о доступе к информации, чтобы общественность могла получать необходимые сведения и данные из государственных структур. Нужны, видимо, и другие законы.

В целом с постановкой о том, что нужны законы, которые будут создавать правовые основы для реализации концепции Нового Казахстана, с этим я могу согласиться, и в этих направлениях мы будем работать. Это наша главная задача на предстоящий период.

Возврат из-за рубежа украденных денег

Есть соответствующее поручение главы государства, данное Агентству по финансовому мониторингу, – активизировать работу по поиску незаконно полученных активов, в том числе за рубежом, и принимать меры по возврату их в Казахстан. Даны правительству соответствующие поручения. Я думаю, что в этом направлении правоохранительные органы начинают активно работать, и предстоящий период покажет какие-то конкретные результаты.

Вся эта деятельность будет осуществляться на основе законов нашей страны, то есть возврат активов из-за рубежа – это непростой процесс. Во-первых, должно быть следствие, должен быть суд, решение суда. Это решение суда направляется в другое государство, с этим государством у нас должны быть международные договоры, регулирующие эти вопросы. Потом это государство у себя рассматривает, у них происходят судебные процессы. То есть это непростой процесс, но этим нужно заниматься.

Если нужны какие-то дополнительные правовые нормы или нужно ратифицировать те или иные международные соглашения, мы готовы осуществить эту работу оперативно и достаточно качественно. Я думаю, что если такая необходимость по совершенствованию закона есть, мы с коллегами из мажилиса это всё быстро реализуем.

Какие реформы нужны Казахстану

Сейчас идёт обсуждение тех или иных направлений. Глава государства в марте обратится народу и изложит основные направления предстоящих реформ в этой сфере.

В целом нужно совершенствовать выборное законодательство, механизм избрания наших граждан в мажилис и маслихаты прежде всего.

По судебной системе много вопросов, которые поднимают граждане. В этом направлении нужны подвижки. По правоохранительным органам нужны подвижки. В экономике нужны серьезные изменения. Об этом чётко сказал глава нашего государства: это уменьшение доли государства в экономике, развитие конкуренции, реальная поддержка МСБ, это привлечение инвестиций, это развитие обрабатывающей промышленности Казахстана, обеспечение определенного уровня стабильного экономического роста в Казахстане.

Нужны изменение в социальной системе, это борьба с социальным неравенством, бедностью, повышение доходов населения. И здесь, прежде всего, нужно в социальной сфере рационально использовать средства, которые уже выделяются в эту сферу. Где-то у нас в прошлом году расходная часть республиканского бюджета составляла 15 триллионов 300 миллиардов тенге. 50% этих расходов – это 7,5 триллиона – было направлено в социальную сферу: на социальную поддержку, образование, медицину и так далее. Прежде всего вот эти средства нужно рационально использовать. Не накапливать, а решать социальные проблемы. О чём это говорит? О том, что эти средства не работают, не используются правильно, не используются эффективно. Во-вторых, нужно, помимо текущих, быстрых механизмов поддержки наших граждан, сейчас закладывать долгосрочные механизмы борьбы с социальным неравенством.

Политические реформы нужны, экономические, социальные реформы нужны. Но одновременно нужно обеспечивать реальную реализацию принципа справедливости в стране. Люди же могут терпеть многие вещи, адаптироваться, уменьшать свои потребности, но люди не могут терпеть несправедливость. Это один из главных факторов, который вызывает недовольство людей, сопротивление людей. Это не только у нас, это в мировой истории. О чём идет речь? О верховенстве закона, все равны перед законом: и чиновник, и граждане нашей страны, и бизнесмены, и рабочие – все равны перед законом. Это один из главных принципов, который заложен в предвыборной программе нашего президента.

Глава государства готовит пакет политических реформ, и я думаю, что этот пакет реформ будет очень важным, для того чтобы реализовать все цели Нового Казахстана.


Комментируй, делись мнением у нас в Facebook!

Получай оперативные новости дня в свой смартфон: подпишись на Orda.kz в Telegram.


Лента новостей

все новости