#МагияТеатра

cover Фото Юрия Коротецкого

Сегодня, 27 марта отмечается Всемирный день театра. Алматы этот праздник справляет регулярно, ведь в городе функционируют более 50 театров, примерно 40 из них независимые. В том числе, небезызвестная «Трансформа», в преддверии праздника подарившая зрителям магию театра – одноимённый спектакль, созданный на реальных историях.

В каком-то смысле «Магия театра» – документальная постановка. На протяжении месяца «Трансформа» и телеграм-канал драматурга Ольги Малышевой собирали театральные рассказы:

«Мы получили почти сорок историй текстом и ещё десяток аудио. Это разнообразные сюжеты: зрительские откровения, актёрские байки, эмоциональные впечатления и трогательные воспоминания».

Восемь из этих историй прозвучали со сцены. Но читали их не артисты, а сами зрители. Причём чтецов выбирали наугад, поэтому текст от лица молодой девушки, прочитанный гулким мужским баритоном, звучал незапланированно комично. Кто-то вспоминал бойкую молодость, когда очень хотелось попасть в театр, а денег на билеты не было. Тогда двое друзей завернули в ковер третьего и прикинулись работниками сцены, которые несут реквизит. Кто-то делился своим приходом в театр через индийские танцы, кто-то – забавными пересечениями между постановками и жизнью.

А одна история прозвучала особенно трогательно:

«Домой со спектакля мы шли другими. Бутылки с водой так и остались запечатанными. Зато распечатаны были все внутренние скрепы и запреты. И это был самый первый шаг моей дочери к своей новой причёске и к своей новой жизни. Потому что привели мы в «АRTиШОК» юную тургеневскую девушку, а через полтора часа вывели из театрального подвала смелую и бойкую в стиле андеграунд девчонку, готовую крушить классические каноны».

Фото Юрия Коротецкого

Тексты шли не монотонным полотном – перебивки занимала команда «Трансформы». Театр стал действующим лицом и поведал свою историю. Площадка существует шесть лет, в течение которых воплотились десятки проектов – от детских спектаклей до международных фестивалей и инди-концертов.

Здесь тоже не обошлось без личного. Новый режиссёр Ярослав Максименко поделился смешанными ощущениями от смены омского закулисья на алматинское (всё ещё острый вопрос в нашей творческой сфере). Директор Анна Суворова вспомнила о своих страхах перед инклюзивным театром и сложных временах, когда «Трансформа» осталась без крыши, оказавшись на грани исчезновения, но на помощь пришли обычные люди. И это главный посыл, который несёт в себе «Магия театра»: театр – особенно независимый – делают не только профессионалы, но и зрители.

Сценическое действие в спектакле всё же есть: открывает его шаман, общающийся с духами театра, затем полномочия перенимают двое мимов. Но и тут – прямой диалог со зрителями. Поначалу они сидят по обе стороны от сцены, постепенно команда переставляет стулья на привычное место перед подмостками, и к концу актёры оказываются лицом к лицу с залом. И вот уже артист аплодирует зрителю, а не наоборот. В спектакле нет замороченных метафор, но вряд ли можно показать подобную трансформацию лучше.

Фото Юрия Коротецкого

Лента новостей

все новости