Любовь с кулаками

cover

Разношёрстная творческая команда поставила в зале Каспийского университета в Алматы спектакль с провокационным названием «Бьёт – значит любит?!» Коллектив вобрал в себя актёров и технических работников театров имени Лермонтова и Сац и не только, а продюсером и драматургом выступила казахстанская писательница Карина Сарсенова.

С первых минут спектакль производит неоднозначное впечатление. Три новеллы показывают истории трёх семей. Тут хочется вспомнить Льва Толстого – но в спектакле все три семьи несчастливы одинаково.

В первой супруги дико ссорятся, муж упрекает жену, что она всегда давила в нём потенциал, и что женщина вообще не должна быть успешнее мужчины. Та парирует, что супруг только крутит шашни со своими актрисами, будучи режиссёром в захолустном театре, пока она пашет, чтобы кормить семью. Ситуация становится совсем уж шаблонной, когда на сцене появляется свекровь, начиная отчаянно защищать своего сыночка.

Единственное, что разбавляет это затертое трио маменькин сынок – недолюбленная жена – властная мама, восклицание последней: «Это мой мужчина, я его для себя растила!» Всё видит маленькая дочь, и ровно то же самое повторяется с ней повзрослевшей. Она находит инфантильного творческого мужа, тащит на себе семью, но ничего не меняет.

Фото Сергея Ходанова

Вторая история ещё более прозаична. Муж пьёт, жена терпит и упивается своим статусом жертвы – прямо говорит, что ей нравится, когда её жалеют. Она родила этому непросыхающему пройдохе пятерых детей – она ведь героиня! Ещё и свекровь – уже сострадающая – добавляет: «Ведь отец его тоже пил, и я так же терпела…».
Печально, но не пробивает. Не особо радует и техническое исполнение: скудные декорации, не всегда уместный кордебалет будто не дают драме развернуться.

Запомни, дочь, страшно и больно будет всегда. Потому что никто не любит.

Так папа же тебя любит!

Папа водку любит.

А меня, меня папа любит?

А за что тебя любить? Чем ты лучше водки?

Но всё меняет последняя история. Девушка рассказывает леденящую историю о том, как в детстве её насиловал свихнувшийся отец-наркоман. Сломленная и униженная, она встречает идеального, на первый взгляд, мужчину и теряет голову. Красивые ухаживания, быстрое замужество, долгожданный ребёнок – всё кажется сказочным. До тех пор, пока жена не узнает, что у мужа точно такая же травма. В детстве его насиловал родной дядя, а мать знала, но ничего не делала, боялась осуждения. Теперь он мстит матери через жену, а главное – дочь. Он болен и признаёт это, для него сила и принуждение – норма.
Сыграно это настолько живо и обжигающе, что прощаешь спектаклю предыдущие огрехи.

Финальный разбор каждой пары тоже неоригинален. Алкоголизм можно вылечить, детские травмы и нереализованность – проработать, а при тяге к насилию следует посетить психотерапевта. Семейные сценарии повторяются, но цепочку можно прервать. С точки зрения психологии, с этим можно соглашаться или нет, но одна мысль стоящая: практически всё можно изменить – было бы желание.

Фото Сергея Ходанова

Постановка «Бьёт – значит любит?!» не до конца раскрывает сложную тему, но хотя бы поднимает её, не стесняется. Это история о травмированных детях, которые вдруг оказываются во взрослых телах и понятия не имеют, что делать. Может, технически спектакль далёк от совершенства, но он предлагает невероятно важную вещь: не оставаться в стороне, когда случается насилие. И неважно, идут в ход кулаки или только слова.

Лента новостей

все новости