По данным аналитиков Всемирного банка, в странах с высоким уровнем неравенства в образовании население попадает в «ловушку нищеты».

Переход на дистанционное обучение в период пандемии показал неравенство в образовательной сфере, особенно для детей сельских и бедных районов. Такая проблема присутствует в ряде стран Центральной Азии. Пандемия коронавируса лишь усугубила положение, сообщает группа казахстанских исследователей из PaperLab.

  • В Узбекистане лишь каждая шестая школа подключена к цифровой образовательной платформе.
  • В Казахстане затраты на одного учащегося в интеллектуальных спецшколах в шесть раз превышают аналогичные затраты в обычных образовательных учреждениях.
  • Школьники Кыргызстана дважды занимали последние места по показателям грамотности среди участвующих стран в PISA.
  • В Таджикистане после окончания начальной школы количество учащихся сокращается на 2-3%.

«Обусловленный пандемией переход на дистанционное образование усугубил проблему неравенства – особенно для детей и подростков из бедных или сельских районов. Согласно исследованиям Всемирного банка, страны с высоким уровнем неравенства в образовании показывают тенденцию к транслированию бедности из поколения в поколение: «ловушка нищеты», – обращают внимание аналитики.

  • Почти у 10% казахстанских школьников нет персональных компьютеров.
  • Узбекистан по скорости мобильного интернета входит в последнюю десятку стран мира.
  • Таджикистан не смог перейти к онлайн-обучению и полностью остановил образовательный процесс почти на четыре месяца.
  • Две трети учителей в Кыргызстане весной 2020 года оказались не готовы к переходу на дистанционное обучение. Педагоги сообщали, что были вынуждены самостоятельно покупать телефоны и оплачивать связь.

Дистанционное школьное обучение в Казахстане и других странах Центральной Азии усилило рост неравенства в доступе к образованию. Одна из причин – отсутствие у каждой второй семьи доступа к высокоскоростному интернету, заявили исследователи PaperLab.

Лучшие показатели, согласно мониторингу данных за 2019 год, оказались у Северо-Казахстанской, Карагандинской областей и Алматы. Здесь две из трех семей имеют доступ к высокоскоростному интернету.

«Ловушка нищеты»: как влияет дистанционное обучение на неравенство?
«Ловушка нищеты»: как влияет дистанционное обучение на неравенство?
«Ловушка нищеты»: как влияет дистанционное обучение на неравенство?

Худшие показатели в Кызылординской (1 из 4 семей), Туркестанской (1 из 10 семей)  областях и в Шымкенте (1 из 5 семей).  В среднем, доступ к фиксированному широкополосному интернету есть только в 47% домохозяйствах страны. 

Почти всем странам мира стоит подготовиться к усилению разрыва между бедными и богатыми, предупредили ранее аналитики Oxfam в докладе «Вирус неравенства». Восстановление после такого кризиса займёт не менее десяти лет.

«Его можно ускорить, но для этого потребуется более справедливая экономика. Например, временное введение налога на сверхприбыль», – говорится в докладе.

В октябре 2020 года Всемирный банк прогнозировал рост масштабов крайней бедности – впервые более чем за 20 лет.

«Из-за пандемии и глобальной рецессии более 1,4 процента населения мира могут оказаться в крайней бедности», — заявил президент Группы Всемирного банка Дэвид Малпасс. 

По мнению аналитиков Всемирного банка, к 2030 году уровень бедности в мире может достичь отметки в семь процентов.

Рекордный рост неравенства, в последний раз наблюдавшийся более ста лет назад, спровоцировала пандемия.

Поделиться: