Литература недели: «Веди свой плуг по костям мертвецов» и «KGBT+»

cover

Ничто не помогает в сложной жизненной ситуации так, как книги. Они помогают отвлечься, направить мысли в иное русло, получить если не ответы, то хотя бы напутствие. У каждого своя стратегия чтения. Кто-то спасается лёгкими романами, кто-то с головой уходит в детективы, а кому-то помогают советы и практики от психологов. Чем будете лечить свою душу – модной литературой или арт-хаусом – решать вам.

Виктор Пелевин, «KGBT+»

Виктор Олегович для меня не классический автор произведений, а, скорее, маркетинговый персонаж, использующий модные тенденции для продвижения своих книг. Некий мем, который люди возвели в тренды, водрузили сверху корону и не хотят её снимать.

Не только его первые книги («Generation П», «Жёлтая стрела», «Принц Госплана», «Чапаев и Пустота», «Омон Ра!) нарекли шедеврами, но и его новые, унылые романы, пародии на самого себя, по-прежнему, владеют людским разумом. И я не могу понять этот феномен. За счёт чего Пелевин продолжает сохранять титул главного наставника умов?

Чем больше книг Пелевина прочитано (причём, в страшных муках), тем явственнее я понимаю, что совершено ничего не понимаю, чувствуя себя Алисой, которая погружается в странный мир, где все не в себе.

Вот и девятнадцатый роман, вышедший в юбилейный для автора год, знатно вынес мозги. Временами я откладывала книгу и просто кричала в пустоту: «Что здесь происходит? Что это вообще такое?! Где сюжет, где развитие, где всё?!».

Если у вас с нервами дела обстоят получше, или вы неистовый служитель культа Пелевина, а, может, просто способны поглощать всё подряд, то читайте! Селф-хелп-роман «KGBT+» погрузит вас в атмосферу посткарбонового мира, управляемого корпорацией Transhumanism Inc и познакомит с древними психотехниками. Салават с супермегатехническим имплантом в мозгу становится легендарным вбойщиком. Не знаю, важно ли вам знать, что мальчик рос сиротой в заведении, где из него лепили специалиста по психологической войне. Он должен проникать террористам не куда-нибудь, а прямо в мозг, обезвреживая их.

Вбойщик в буквальном смысле вбивает определённую мысль или посыл в импланты других. Делает он это на стадионах для собирающихся вокруг людей и потребляющих нужную мысль под тематическую музыку.

Салават звучит несерьёзно и несовременно, поэтому парниша берёт себе имя KGBT+ (у сына Илона нашего Маска проще), и вместе со своей музой Гердой и продюсером Люсефедором идёт к славе, пока не вляпывается по самые уши в то, о чём писать непринято.

Загремев в тюрьму, KGBT+ начинает писать некое пособие для будущих вбойщиков, людей мира, в общем, каждому из нас (никого не напоминает?) о надёжном и верном пути нашей эры.

«Не помогай богу – пусть тащит свою ношу сам. Когда он прокачивает через тебя радость, радуйся. Когда качает муку, мучайся. Но пусть «тебя» не будет ни в этой радости, ни в этой муке. Пусть в ней будет только Сущий».

«Не мешай этому миру, но и не помогай. Даже когда мир действует через тебя».

И всё в таком духе, без бокальчика вина лично мне не разобраться. Вроде только нащупаешь нитевидный сюжетный пульс, как он тут же пропадает.

Отмечу, что книга кишит отсылками к предыдущим романам Пелевина. Да ладно отсылки – целые цитаты вставлены с бесконечными вопросами: «Помните же, да?», «А давайте вспомним?», «Ну, помните же?».

Буквы всегда складываются в слова, слова – в предложения, но почему ощущение, что эту книгу написал не живой человек, а нейросеть? Она ведь сейчас всё может! Кстати, сам KGBT+ признаётся, что контентные подсказки ему подала нейросеть.

Если же не хотите заморачиваться, достаточно прочитать последнюю главу – в принципе, в ней всё сказано.

Ольга Токарчук, «Веди свой плуг по костям мертвецов»

Как же я люблю такие моменты! Когда берёшь в руки новую книгу, пролистываешь несколько страниц, пробегаешь глазами по тексту и чётко понимаешь, что пропала.

На одном дыхании прочитала последний роман обладательницы Нобелевской премии по литературе, польской писательницы Ольги Токарчук. Очнулась далеко за полночь с одной мыслью: «Надо срочно купить все её книги!»

Многослойные и непростые тексты – визитная карточка Токарчук. Детектив, философия, аллюзии… «Веди свой плуг по костям мертвецов» – это роман-расследование. В нём Ольга шагает по точкам противоположной полярности: жизнь и смерть, случайное существование и предначертанность, человек и природа, охотник и жертва. Параллельно задавая вопросы, кто имеет право жить, а кто – убивать, и кому даётся власть определить это?

Малюсенькая польская деревня на границе с Чехией, на зиму здесь остаются лишь несколько человек, а летом приезжают люди с больших городов, чтобы провести время на природе. Одинокая Янина Душейко живёт здесь круглый год, присматривает за домами, пока хозяева отсутствуют, увлекается творчеством Уильяма Блейка и астрологией, составляя для себя и знакомых натальные карты, преподает детям английский язык. Она не любит своё имя, запрещая всем знакомым его произносить, и обращается к окружающим говорящими прозвищами, которые сама же придумала.

«К сожалению, для себя самой мне не удавалось подобрать никакого приличного имени. То, которое указано в документах, я считаю ужасно неподходящим и оскорбительным – Янина. Думаю, на самом деле меня зовут Эмилия или Иоанна. Иногда, правда, я склоняюсь к Ирмтруд или вроде того. Или Божигневе. Или Навойе».

У героини особый взгляд на привычное, её внутренний мир вы будете разгадывать, словно прикасаясь к натальным картам. Поразмышляете на тему существования всего живого, смерти, времени, личности и наших телах.

У Пани Душейко на этот счёт есть своя собственная теория:

«У нас есть тело, этот обременительный груз, мы, в сущности ничего о нём не знаем и нуждаемся в различных Орудиях, чтобы узнавать о самых естественных процессах... Единственное грубое и примитивное орудие, которым нас одарили в качестве компенсации, – боль. Получить тело и ничего о нём не знать. Без инструкции по эксплуатации».

Героиня – вегетарианка, трепетно относящаяся ко всякому живому существу, искренне недолюбливая людей. Она пишет бесконечные, абсолютно прекрасные письма в полицию (можно выпустить по ним отдельную книгу) и строит невероятные теории того, как звери мстят браконьерам.

«С точки зрения природы нет существ полезных и бесполезных. Это всё дурацкие человеческие выдумки».

А когда при загадочных обстоятельствах умирает её сосед Большая Ступня, женщина становится ещё и частным детективом. Уже к середине книги становится понятно, кто же совершает ряд хитро продуманных убийств, но роман от этого не теряет своей прелести, продолжая увлекать за собой в самые чащи лесов, подглядывая за вами глазами пугливых косуль.

К слову, роман был экранизирован Агнешкой Холланд под названием «След зверя», и фильм даже выдвигался на «Оскар» от Польши.

Приятного вам шелеста страниц!

Лента новостей

все новости