Литература недели: «Барбизон. В отеле только девушки» и «Уроки химии»

cover

Что общего между женщиной и весной? Женщина и весна очаровательны, все их любят, ими непрестанно восхищаются и воспевают. Они внезапны, долгожданны, терпеливы и наполнены надеждой, что самое лучшее впереди. Поэтому сегодняшние книги выбраны неслучайно. Они о самых страстных, целеустремлённых и прекрасных. О тех, кто каждый день борется за своё счастье, оставаясь при этом хрупкими и нежными.

Бонни Гармус, «Уроки химии»

Начну с романа, который уже год держится на первом месте в списке бестселлеров по всему миру. Права на его издание проданы в 40 стран. По нему уже вовсю снимают сериал, главную роль в котором играет обладательница премий «Оскар», «Золотой глобус» и «Эмми» Бри Ларсон.

И это ещё не всё: например, спрос на тренажёр для гребли, который использует главная героиня, прилично вырос в продажах.

Бонни Гармус на момент написания книги шёл 65 год. Изначально роман назывался «Введение в химию», но многие думали, что это учебник, поэтому пришлось произведение переименовать.

Чем же «Уроки химии» так увлекли аудиторию и меня, в том числе?

Сюжет с первых страниц захватит вас. Написано умно, живо, энергично, местами невероятно смешно, и тут же – горько-грустно. Но давайте по порядку.

«Уроки химии» – это увлекательная история об учёном-исследователе Элизабет Зотт, которая в своём институте была оттеснена на второй план коллегами-мужчинами. Ей только и позволяют, что носить кофе, да протирать колбы. Немудрено, в 1960-х общество всё ещё было уверено, что место женщины на кухне, в саду, на уроках шитья, за чашечками чая и сплетнями, но точно – не в лабораториях. Ну, и святой долг – рожать детей.

Но резкий поворот судьбы (какой – почитаете сами) увел Элизабет из института на телевидение, где она стала вести самую популярную в стране кулинарную передачу «Ужин в шесть».

«Кулинария – это химия. А химия – это жизнь. Она даёт нам возможность изменить всё, включая себя».

А как она ведёт шоу! Я бы точно стала фанатом программы. Все кулинарные процессы Элизабет объясняет с точки зрения науки, совсем не старается понравится и с удовольствием вступает в контакт с аудиторией.

«Теперь я разрушаю внутренние связи в яйце, чтобы удлинить аминокислотную цепь, – поучала она, орудуя венчиком. – Это позволит высвобожденным атомам связаться с другими атомами, высвобожденными аналогичным способом. Затем при постоянном перемешивании вылью полученную смесь на поверхность из железоуглеродистого сплава и передам ей такое количество теплоты, чтобы смесь достигла почти полной коагуляции».

Стальной характер и неготовность идти на уступки приносят Элизабет немало проблем, но она в любых ситуациях гордо вскидывает голову и поправляет волосы, в которых она носит остро заточенный карандаш.

Все её побаиваются. Кто-то – ума, кто-то – острого слова, а кто-то – ножа из сумочки (как истинный кулинар, «всё своё ношу с собой»).

«Зотт упрямо пропускала мимо ушей его многократные выпады из серии «Вам это не по уму». Ни разу не отреагировала должным образом. Где самобичевание? Где слёзы? Она либо гнула своё про абиогенез, но в других, более научных выражениях, либо шипела: «Только попробуйте ещё раз ко мне прикоснуться – пожалеете».

Помимо главной героини, в романе много чудесных персонажей. Взять, к примеру, пса по имени Шесть-Тридцать. Такое прозвище он получил, потому что был найден в половину седьмого. Он очень смышлёный, знает много слов и умеет внимательно слушать.

Или же Гарриет – соседка Элизабет. Несмотря на то, что Гарриет ужасно любопытна, подсматривает за людьми, сплетничает и в любой ситуации обращается к богу, она становится лучшей подругой героини.

Если вам интересны социальные проблемы (женские права, равенство, справедливость, воспитание детей, насилие), если вы любите ярких персонажей, характерных, волевых, и даже бесшумных, обязательно читайте.

Паулина Брен, «Барбизон. В отеле только девушки»

В «ревущие двадцатые» появилось здание для новых женщин. Дамы хотели того, что уже было у любого мужчины – жизнь в мегаполисе, свою комнату, уют и покой. Не убираться, не готовить, иметь доступ к тренажёрным залам на этаже и ресторанам в вестибюле. Пришло время захватить сумочку, выбежать из отеля на Лексингтон-авеню и покорить Нью-Йорк!

Эта книга – история одного здания, «кукольного дома».

Здесь жили Сильвия Плат, Джоан Дидион, Рита Хейворт, Молли Браун, Грейс Келли, Лайза Миннелли и много других чудесных певиц, писательниц, художниц, актрис, редакторов и моделей. До того, как прославиться, все они совсем молодыми приезжали в отель «Барбизон» с чемоданом, рекомендательными письмами и надеждами.

По задумке «Барбизон» предполагался пристанищем для творческих, одарённых натур. Само название призвано было это подчеркнуть: имя «Барбизон» позаимствовали у направления живописи XIX века – барбизонской школы, названной по деревушке на юго-востоке от Парижа, окружённой лесом Фонтенбло.

Мне кажется, это была просто потрясающая бизнес-идея! Только подумайте, место, в котором собирались самые яркие, целеустремлённые девушки. Оно было одновременно и укрытием, и прибежищем.

Ведь вместе с комнатой в центре Нью-Йорка девушки получали всё, что нужно: спортивный зал, театральную студию, несколько кафе, полное обслуживание, а самое главное – безопасность для репутации!

Существование «женского отеля» очень сильно возбуждало мужское общество Нью-Йорка: дня не проходило, чтобы кто-то ни пытался проникнуть внутрь «Барбизона», выдавая себя то за сантехника, то за приглашённого гинеколога.

Далеко не все принимали желание женщин стать кем-то больше, чем добропорядочными домохозяйками:

«Что не так с амбициями? Как оказалось, много чего: если верить откликам читателей, целеустремлённых женщин обвиняли в том, что они забыли истинное предназначение, долг и милые сердцу радости – творить для других, а не ради себя. Называя их амбиции пугающими и неестественными».

Бесконечная борьба за право делать то, что велит сердце, стать тем, кем хочется, идти против мнения миллионов, при этом меняя ход истории, – главное на страницах этой книги.

Вы познакомитесь с суфражистками, которые первыми начали выступать за контроль рождаемости и секс ради удовольствия, сокращение рабочего времени и повышение зарплатных ставок для женщин.

Со знаменитым в то время модельным агентством Пауэрса, глянцевым журналом «Мадемуазель», сложной и трагичной судьбой писательницы Сильвии Плат («Под стеклянным колпаком») и т.д.

Очень необычная книга, не только о «биографии» самого здания и жизнях постояльцев, но и очерк истории американских женщин со времён Великой Депрессии до начала XXI века, когда знаменитый отель де-факто прекратил своё существование, превратившись в один из престижных жилых домов.

Приятного шелеста страниц!

Лента новостей

все новости