Кусты вместо туалета, голод вместо обеда: транспортные реалии Талдыкоргана

cover Коллаж: Orda.kz

Водители городских автобусов Талдыкоргана работают в нечеловеческих условиях: у них нет возможности нормально пообедать, немного отдохнуть во время «отстоя» и даже сходить в туалет. Как городская власть относится к работникам важной отрасли областного центра, разбиралась корреспондент Orda.kz.

Не работа, а борьба за выживание

Дачное общество «Сарыарка», конечная остановка маршрута № 4, — яркий пример того, как городская власть забыла о людях, которые обеспечивают работу общественного транспорта. Здесь нет абсолютно ничего: ни туалета, ни столовой, ни места для отдыха. Водители справляют свою нужду в кустах. Вместо обеденного стола — баранка автобуса, вместо горячего обеда — еда, взятая с собой ещё на рассвете. Во время «отстоя» — времени отдыха водителя — ему негде даже присесть, кроме как на жёстких сиденьях общественного транспорта.

При этом на рейсе водители целый день — без нормального обеда и положенного отдыха, но с ответственностью за жизнь и здоровье пассажиров. Жители, которые каждый день ездят на автобусах, также выражают своё возмущение отношением чиновников к людям.

У Серика Мамажанова  водительский стаж более двадцати пяти лет. На этом маршруте работает второй год. И всё это время на конечной остановке нет никаких условий . 

«Туалета нет. Нет даже небольшого киоска, чтобы хотя бы чай попить, разогреть еду, которую мы с утра с собой берём. Стыдно. Сейчас зима, а летом здесь настоящая свалка»,  говорит Серик. 

Старожил дачного поселка рассказывает, что водителей жалко. По нужде бегают в кусты. Везде мусор валяется.

«Высшие чины относятся так нам, к нашему посёлку. Мы что последний сорт людей что ли?» — возмущается пенсионерка.

Опасный маршрут под номером 13.

Следующий маршрут, на котором побывала корреспондент Orda.kz, — номер 13. Здесь другие проблемы. За рулём опытный водитель, который работает на этом направлении около десяти лет. Тауырбек Нурсеитов рассказал, что на дорогах не установлены знаки. На перекрёстках многие попросту не знают, у кого приоритет в движении.

«Приходится здесь останавливаться и очень медленно выезжать на дорогу. И то порой выезжаешь на «встречку», потому что не вписываешься в поворот», рассказывает Тауырбек.

Водитель останавливает общественный транспорт прямо на проезжей части, чтобы высадить пассажиров. По стандарту здесь должен быть «карман» для заезда автобуса. Его нет. Так же, как нет остановочного комплекса или хотя бы козырька, под которым пассажиры могли бы ожидать свой автобус.

В некоторых местах дороги настолько узкие, что двум машинам не разъехаться, особенно большому транспорту.

Зимой водителям тяжело выезжать на трассу, так как дороги не чистят и не посыпают реагентами в гололёд. На самой конечной остановке нет точки общепита, где водители могли бы пообедать или хотя бы попить чай.

«У нас перерыв 40–45 минут. Была столовая, её закрыли. Отключили электричество. Теперь там нет света, воды»,  сетует Тауырбек Нурсеитов.

Единственный плюс конечной остановки этого маршрута — действующие туалеты для водителей и пассажиров.

Затерявшаяся среди строительного и бытового мусора.

В селе Ынтымак колесит маршрут № 227. Здесь нет асфальтированных дорог — вся трасса в рытвинах и ямах. Водители жалуются на постоянные поломки транспорта. Но проблемы тех, кто ежедневно перевозит жителей одной из крупнейших областей, не интересуют местную власть. Видимо, сами чиновники на автобусах не ездят.

Конечная остановка маршрута № 227 — это пустырь, где нет ни остановок, ни козырьков для пассажиров, ни туалета, ни точек общепита.

Отменённые тендеры для перевозчиков

Пока водители жалуются на отсутствие условий, их работодатели — компании-перевозчики — уже несколько лет находятся в подвешенном состоянии. Причина этому — серия отменённых тендеров на право обслуживания городских маршрутов.

Фото:Orda.kz
Фото:Orda.kz

Срок действия последнего договора между перевозчиками и акиматом Талдыкоргана истёк ещё в 2021 году. С тех пор несколько раз объявлялись новые конкурсы, но ни один из них не был доведён до конца. Последний раз тендер проводился 23 декабря 2024 года, но комиссия внезапно решила его отменить. Это объяснили просто: по каждому маршруту заявку подал только один участник. Однако местные правила перевозок чётко указывают: если на повторный конкурс заявился один участник, договор с ним должен заключаться автоматически.

Компании-перевозчики не могут нормально работать. Обновление подвижного состава, техническое обслуживание транспорта, зарплаты водителей, организация новых рейсов — всё это страдает из-за отсутствия подписанных договоров.

«Мы предоставили все необходимые документы, наши предложения соответствовали требованиям. Но конкурс опять отменили. Почему? Мы не знаем. Нам не объясняют», говорит представитель транспортной компании «Жан-Ел» Габит Капасов. 

Такая же ситуация с конечными остановками на маршрутах. Как рассказали представители ТОО «Талдыкорган-Таксопарк», они каждый раз надеются на разрешение ситуации, но их снова загоняют в тупик.

«Мы выполняем все требования, но конкурсная комиссия, кажется, действует по собственным правилам», — жалуются перевозчики.

Пассажироперевозчики обратились к акиму Талдыкоргана, но их обращение осталось без внимания. Теперь они подали иск в суд.

Читайте так же:

Лента новостей

все новости