Курьеры сервиса «Яндекс.Еда» грозятся устроить массовую забастовку

cover Фото: Кирилл Зыков/АГН «Москва»

В Казахстане курьеры сервиса «Яндекс.Еда» грозятся выйти на забастовку, если компания не выполнит их требования по зарплате.

В профсоюзе курьеров заявили, что в период чрезвычайного положения многие интернет-агрегаторы приостановили свою работу, в том числе сервис доставки еды «Яндекс.Еда». Но после 19 января, когда режим ЧП был снят, курьеры «Яндекс.Еда» узнали, что сервис больше не работает.

«Во время ЧП работала другая служба "Яндекс" – «Яндекс.Доставка».  После прекращения режима ЧП «Яндекс», получая сверхприбыль за счёт ужасных условий работы в «Яндекс.Доставке», решил не возобновлять работу «Яндекс.Еда», где условия для курьеров были чуть лучше. Курьерам предложили перейти в «Яндекс.Доставка», но там их заработок уменьшится в два раза. Таким образом, одномоментно без работы и средств к существованию остались около 1500 курьеров», – заявили в профсоюзе.

Предложение компании пришлось по душе не всем курьерам. По их словам, в «Яндекс.Доставке» действует рейтинговая система, которая не позволяет работникам трудиться в одинаковых условиях. Поэтому часть коллектива перешла в другие сервисы по доставке еды, такие как Glovo и Wolt, и сейчас в этих сервисах нет свободных вакансий, рассказал курьер по имени Асан.  

«В «Яндекс.Еда» у нас были фиксированные тарифы. Мы чётко знали, что, если взяли заказ на пять километров, сколько оплачивается за каждый километр, какая гарантированная ставка за заказ. В «Яндекс.Еда» за каждый километр оплачивали 320 тенге, а гарантированная часть была 600 тенге. Можно было за шесть часов заработать 20 тысяч тенге. Мы могли планировать свой бюджет на месяц. Но в «Яндекс.Доставка» такого нет, мы не знаем, что с нами завтра случится. Еле-еле получается 10 тысяч тенге за день заработать», – отметил Асан.

Для курьеров, которые перешли из «Яндекс.Еда» в «Яндекс.Доставка», предусмотрены "приветственные бонусы". Так, за одну поездку автокурьерам выплачивают от 1200 до 11 500 тенге, пешим – от 1000 до 6000 тенге в день в зависимости от выполненных заказов.  Эту сумму курьер получает сверх основного заработка. Бонусы можно вывести в любое время, через приложение-агрегатор.

В пресс-службе «Яндекс.Еда» сообщили: приветственные бонусы достигают 6000 тенге. Их ввели на период адаптации курьеров. Но, по словам курьера Асана, бонусы будут действовать только до конца февраля.

Курьеры выдвинули требования, невыполнение которых, по их словам, приведёт к забастовкам. Так, они требуют:

  1. Чтобы объём комиссии, удерживаемый с заработка курьеров, не превышал 15%.
  2. Фиксированные тарифы за доставку: гарантированная ставка за заказ 600 тенге и далее – за каждый километр пути до клиента 100-150 тенге.
  3. Увеличить время, которое даётся на принятие заказа.
  4. Возможность отказа от заказа с содержанием алкогольной, табачной продукции без потери рейтинга и активности.

По словам курьеров, после переговоров с начальством, компания удовлетворила два последних пункта.

Что говорят в "Яндекс.Еда"

В  пресс-службе «Яндекс.Еда» заявили, что компания продолжает работать в обычном режиме. Как и раньше, выбрать готовые блюда из ресторанов можно через отдельное приложение сервиса или через Яндекс.Go.

«Для оптимизации операционных процессов выполнение заказов курьерами теперь осуществляется через сервис «Яндекс.Доставка». Всего в «Яндекс.Еда» зарегистрированы около 3500 курьеров-партнёров, из которых 1028 были активны в декабре. Все партнёры были уведомлены об изменении, им было предложено перейти на новую схему доставки», – сказано в сообщении. 

В компании уверяют, что доход курьеров-партнёров обоих сервисов находятся на одном уровне, в среднем они зарабатывают 1160 тенге в час. При этом заработок зависит от многих факторов: способ доставки, количество часов на слотах и дней выполнения заказов.

Если «Яндекс» выполнит требования курьеров, как это скажется на клиентах

Опрошенные Orda.kz эксперты полагают, что компания может повысить тарифы для клиентов, чтобы покрыть свои убытки.

«Бизнес обычно сбалансирован. Если не сокращать расходы, значит, нужно увеличить доход. Доход – это комиссия с клиента. Если расход придётся увеличивать, то и доход нужно увеличивать, то есть повысится цена. Обычно, когда идёт вмешательство в бизнес или вносятся изменения, это сказывается на всём бизнесе, в том числе может повлечь ща собой негативные последствия для предприятия. Например, бизнесу может стать неинтересно заниматься этим вопросом, или он может поменять фокус-план. При этом, если там маржинальность, действительно, крайне завышена, тогда необходимо снизить комиссию. Но может быть и так, что действующие комиссии необходимы им для функционирования сервиса. Например, возможно, у них большие расходы на маркетинг, плюс ко всему IT-специалисты сейчас очень дорогие, у них высокие зарплаты», – рассказал партнёр юридической фирмы АРБИС Тимур Жаркенов.

В отношении «Яндекс.Такси» начато расследование Агентством по защите и развитию конкуренции.
Причина проверки звучит так – «возможные признаки координации экономической деятельности».


Комментируй, делись мнением у нас в Facebook!

Получай оперативные новости дня в свой смартфон: подпишись на Orda.kz в Telegram.


Лента новостей

все новости