Куда испарился дизель в Казахстане?

cover

Водители в Алматы и в южных регионах жалуются на дефицит дизельного топлива на АЗС. Со слов водителей, перебои с соляркой в Алматы начались еще на прошлой неделе. Тогда продавали в одни руки не больше 40 литров. Сейчас объем уменьшили почти в два раза. Сотрудники автозаправочных станций уверяют, что топлива нет на нефтебазах, поэтому продают остатки. Эксперт нефтегазовой отрасли и обозреватель Orda.kz Артур Шахназарян выяснил, что произошло за последнюю неделю, и когда в Казахстане можно будет свободно купить бензин и дизтопливо.

В первую очередь обслуживаются клиенты по талонам, а уже потом все остальные. В Шымкенте также наблюдается дефицит, но уже набившим оскомину автогаза.

Ведь все три отечественных НПЗ работают, практически, на полную мощность. Некоторое время назад на Атырауском НПЗ был кратковременный сбой из-за аварийного отключения электроэнергии со стороны KEGOC, но он не мог столь серьезно повлиять на общую ситуацию. Если с заводов горючее вывозят безостановочно, то почему оно не доходит до АЗС. Или тут как с сахаром? Сговор оптовиков и нефтетрейдеров. Придерживают, и никакой другой причины в данной ситуации быть просто не может.

Как-то уже позабылось, что сразу после январских событий, когда доходная часть бюджета просела, правительство не нашло другого выхода, как заделать брешь в бюджете увеличением акцизов на ГСМ. 14 февраля текущего года Министерство национальной экономики внесло  проект поправок в постановление правительства РК от 6 апреля 2018 года №173 "Об утверждении ставок акцизов на бензин (за исключением авиационного), дизельное топливо, газохол, бензанол, нефрас, смесь легких углеводов и экологическое топливо", по которому было увеличены с апреля текущего года ставки акцизов на оптовую реализацию производителями бензина, газохола, бензанола, нефраса, смеси легких углеводов и экологического топлива с 24 435 тенге до 38 134 тенге за одну тонну.

Ставка акциза на дизельное топливо была увеличена с 9 300 тенге до 35 726 тенге за одну тонну. То есть произошло увеличение почти в 4 раза.  Эти поправки начали действовать с 6 апреля. Также был увеличен акциз и в рознице. Самое интересное, что предельные цены на дизель на внутреннем рынке были оставлены прежними, которые установлены аж с 2015 года! Вряд ли стоит ожидать, что оптовики будут долго терпеть потерю маржи. В любом случае, дизель словно испарился между НПЗ, нефтебазами и АЗС.

Попытки правительства РК переложить вину на якобы большие объемы залива дизеля транзитными грузовозами, выглядят довольно смешными, так как статистическими данными это не подтверждается. Введение дифференцированного тарифа для иностранных водителей по паспорту точно не решит возникшую проблему. Есть правда и объективный фактор. Третий год в Казахстане стабильно растет потребление дизельного топливо и его пик приходится как раз на август. Этот фактор есть и от него не отмахнуться. Премьер-министр РК дал поручение до 20 августа принять ряд мер для стабилизации ситуации.

Вариантов у правительства всего два и еще один комбинированный – либо увеличить предельные цены на дизельное топливо, либо снизить акциз. Или комбинировать и то и другое одновременно, но постепенно.

Вопрос лишь, насколько?

Лента новостей

все новости