Кто первый, того и тапки: как эвакуируют казахстанцев из Украины

cover фото: эвакуация казахстанцев

В 16.30 по времени Казахстана из польского города Катовице вылетел первый самолёт с эвакуированными казахстанцами из Украины. Ещё 144 гражданина Казахстана остаются в Польше. Orda.kz рассказывает, как проходит эвакуация наших граждан.

"Кто первый, того и тапки"

Казахстанец Андрей Запарнюк рассказал корреспонденту Orda.kz, что прилетел в Киев 11 февраля вместе с бизнес-партнёром для переговоров с коллегами из Латвии. Встреча планировалась 18 февраля. Бизнесмены поняли, что ситуация в стране ухудшается и латвийцы передумали лететь в Киев.

"Мы подумали, что война будет информационной и никаких боевых действий не будет. Мы сняли в Киеве квартиру и автомобиль, что стало судьбоносным решением. Мы спали, когда в 4 утра произошли первые взрывы. Когда мы проснулись, не верилось, что это взрывы. Открываем сотовые телефоны и видим, что Россия начала войну. Естественно, сначала было страшно и непонятно, продолжат бомбить или уже авиация на подлёте к Киеву. 24 числа было два взрыва, в целом, было спокойно. Даже после взрывов до конца не верилось, что это полноценная война. Казалось, что сейчас всё успокоится. Даже не было мыслей о срочной эвакуации", – рассказывает Запарнюк о первом дне спецоперации.

Андрей с бизнес-партнёром поняли, что нужно снять наличные деньги и запастись продуктами. Для этого они поехали по городу и с шестой попытки нашли работающий банкомат. Также они связались с консульством Казахстана.

фото: пробки в Киеве

"В консульстве нам сказали, что каждый должен добраться во Львов своим ходом. Это было утром 25 февраля. Позже позвонили, сказали, что сейчас небезопасно и нужно оставаться дома. Консульство создало чат, скинули google-форму для заявок на эвакуацию. После чего снова была информация о том, что нужно своим ходом ехать во Львов", – отмечает он.

Запарнюк с коллегой написали в чат, что готовы взять с собой женщин и детей. К ним присоединилась молодая казахстанка и женщина с ребёнком, которых привёз муж, гражданин Украины.

"И мы на арендной машине выехали. Очень боялись, что компания, у которой мы снимали авто, заблокирует машину, когда по GPS поймут, что мы выезжаем из Киева. Но, к радости, этого не произошло. Более того, у нас заканчивалась аренда 25 февраля, но нам ничего не написали. Мы подумали, что им не до нас, и выехали во Львов. Когда выезжали из Киева, к нам подбежал мужчина, попросил забрать его тёщу, так как она сама не уедет. Мы её взяли тоже. В итоге поехали: я, партнёр, мама с дочкой пяти лет, девушка и женщина-гражданка Польши", – рассказал бизнесмен.

По словам Запарнюка, до Львова они ехали 18 часов. По приезду они подвезли женщин к консульству, оставили там свои вещи и решили припарковать машину во дворах, чтобы её было удобно забрать. Когда они вернулись, автобуса уже не было.

"Звоним девчонкам, они говорят, что автобус уже едет, надо догонять. Мы снова сели в машину, девушка скинула геолокацию, и мы поехали за ними. Водитель не хотел останавливаться, но мы нагнали их на заправке. Сели в автобус, машину оставили на заправке. Работнику я оставил техпаспорт и ключи, объяснил, что когда-то её заберет компания. Он отнёсся пониманием", – отмечает он.

По началу в автобусе ехали около 50 человек. Там казахстанцу впервые удалось поспать. За 20 километров до границы автобус встал в пробку. Но позже им разрешили около 15 километров проехать по встречной полосе в сопровождении полиции.

"Так проехал наш автобус и ещё один, который выехал раньше. Затем мы встали в очередь из автобусов, были 48-ми. Мы тогда не понимали, что это значит. Оказалось, что до польской границы эти автобусы будут ехать ещё 40 часов. Были небольшие проблемы с едой. По дороге ещё какие-то маленькие магазинчики работали, но там продавали только чипсы, колу и сигареты. Спасали украинские люди, которые просто выходили к дороге и подъезжали на машинах к нам. Бабушки, дедушки раздавали яблоки, делали гречку для детей, давали напитки. Мы старались заплатить им, но они обижались. Они спасали едой. И так было все двое суток, пока мы ехали эти 5 километров. Они из дома привозили какие-то соления, огурцы, помидоры. Так и провели двое суток", – рассказывает Запарнюк.

фото: украинцы привезли еду людям, направляющимся к границе

Он отметил, что атмосфера в автобусе была дружеская, все помогали друг другу, было тепло. В автобусе было три розетки, поэтому образовалась очередь. Но, в целом, всё было достаточно комфортно.

"Сегодня под утро наши два автобуса заехали на границу. К нам подсели ещё казахстанцы, они были в начале пробки. И вот из того автобуса к нам пришли женщины и дети. Когда мы выезжали, нас было 50, сейчас нас 89. Мест не хватает, но парни уступают места, спят по очереди, и так далее" - отметил Андрей Запарнюк.

фото: очередь из автобусов

По его словам, переход через границу занял около 4 часов. После перехода казахстанцев покормили уже на польской стороне и отправили в Катовице.

"От посольства не было никаких ожиданий, поэтому не было и разочарований. До Львова каждый добирался сам. Нам повезло, что у нас был арендный автомобиль, таксисты не ездили. С этим посольство могло бы помочь. Мы когда звонили, получили сначала одну информацию, потом через час позвонили, уже другое говорили. Чуть не организовано, конечно, списков не было, вот нас чуть не забыли. Кто первый приехал, того и тапки, так сказать", – рассказал казахстанец.

Позже Андрей сообщил, что первый борт с гражданами Казахстана вылетает из Польши.

фото: Андрей Запарнюк

Консульство

Посол Казахстана в Украине Дархан Калетаев рассказал Orda.kz, что сейчас в Польше находятся ещё 144 человека. Кто-то из них в дороге к аэропорту, а кто-то размещён в гостинице.

"Сейчас готовим новый караван. Во Львове находятся уже 40 человек. В дороге ко Львову ещё едут порядка 20-30 человек. И из Киева отправляем ещё автобус, в котором 40 человек. Многие казахстанцы звонят, остались разрозненные группы, там одна семья, там ещё одна. С Одесской области наши граждане переходят границу с Молдовой. Уже 15 человек прошли границу. Там в Молдове они подходят к границе и наше посольство их вытаскивает", – рассказал посол.

Также Калетаев прокомментировал ситуацию с застрявшим в городе Сумы казахстанским студентом. По его словам, ситуация с мальчиком на контроле. Консульство предпринимает уже третью попытку, чтобы вытащить мальчика из города, но это "сравнимо с военной операцией".

Air Astana

Супруга главы авиакомпании Air Astana Татьяна Фостер сообщила Orda.kz, что первый самолёт благополучно вылетел из Польши в Казахстан.

"Счастливые люди, счастливый мой муж, который дождался 5 автобусов и вывез людей домой. Но ещё предстоит большая работа, будет несколько рейсов. Дай Бог, вывезем всех. Сейчас в пути к аэропорту ещё три автобуса. Это ещё около 150 человек, то есть ещё один рейс. Но это только те, кто зарегистрированы через посольство. А сколько ещё незарегистрированы? На границе разъярённый и уставший народ. С военными действиями по пути до Львова мой муж не сталкивался. Было тихо, спокойно, на каждой заправке играет украинский гимн. На Западной Украине всё пока спокойно", – рассказала Фостер.

Она отметила, что её друзья также пытаются выехать из Киева на поездах. Достать билеты не просто, на вокзалах тоже "творится кошмар, но потихоньку уезжают".

Помощь в эвакуации

Экс-казахстанка, а ныне гражданка Польши Эрика Васьковская рассказала Ordа.kz, что помогала беженцам с транспортировкой по территории Польши.

"Польша принимает огромное количество беженцев, в основном, это матери с детьми. На украинской границе огромные очереди, люди стоят по двое суток, много людей приезжает в истощённом состоянии. Нам удалось помочь трём семьям, две довезли до отеля, одну до Катовице. Самому маленькому ребёнку было два года. Люди испуганы и часто боятся садиться в машины, поэтому желательно, чтобы была в транспорте женщина. В общем, я и поехала", – рассказала девушка.

Дальнобойщики

Казахстанские дальнобойщики в Украине также просят о помощи. На территории Украины застрял 51 казахстанский дальнобойщик, сообщила транспортно-логистическая компания. Они просят организовать для них «зелёный коридор».

Они не могут бросить свои фуры, так как в них находится товар для транспортировки. Водители находятся в Киеве, Львове, Харькове, Днепре, Житомире, Одессе и других регионах Украины.

Комментируй, делись мнением у нас в Facebook!

Получай оперативные новости дня в свой смартфон: подпишись на Orda.kz в Telegram.