Красиво, холодно и пыльно: новые станции метро Алматы

cover

В Южной столице сегодня состоялось эпохальное событие. Через 7 лет первая и единственная ветка метрополитена стала длиннее почти на 3 километра. Корреспондент Orda.kz побывал на открытии.

Начало работы двух станций было не столь помпезным, как в 2015 году. Тогда в подземелье спустился и аким Есимов, и сам Елбасы. В этот раз обошлось без главы государства, то ли от того, что строили долго, то ли потому что в "Новом Казахстане" решили меньше понтоваться долгостроями. Аким Досаев приехал за час до официального открытия, выступил перед строителями и уехал, не разрезая ленточек.

Вход на станцию "Бауыржан Момышулы", слева тактильная плитка, которую так и не положили, фото Orda.kz

Станция "Бауыржан Момышулы" расположена на пересечении одноимённой улицы и проспекта Абая, в одном из самых густонаселенных районов города. К 10 утра ажиотажа здесь не наблюдалось. Судя по всему, большинство горожан к этому часу уже отправились на работу. Первые пассажиры, в основном, пенсионеры и мамочки с детьми. Из хорошего - у входа на станцию появились лифты для маломобильных, однако на них можно спуститься только в подземный переход. Дальше, как обычно, с помощниками по небольшому эскалатору.

Вход в лифт для маломобильных пассажиров, фото Orda.kz
В подземный переход можно также спуститься по эскалатору, фото Orda.kz

Первое, что бросилось в глаза на новой станции, не современный дизайн, а дымовая завеса. Как позже стало понятно из разговора с сотрудниками станции - это строительная пыль. Они заверили, что она исчезнет через 2-3 дня. Однако в этом есть определённые сомнения: техзапуск станций был 30 декабря прошлого года, непонятно почему от пыли не избавились до конца мая. Некоторые журналисты жаловались на кашель, хуже, чем при аллергии. После длительного пребывания коллеги еще и замерзли, но работники метро постарались успокоить, что летом холод - это благо.

Вестибюль станции "Бауыржан Момышулы", фото Orda.kz
Пыль на всех элементах новых станций, фото Orda.kz

Станция современная, стильная, там эффектно использовали освещение и материалы - на колоннах и полу гранит. Герой Советского Союза Бауыржан Момышулы взирает на потомков с двух сторон станций - на стенах вдоль путей. Кстати в первоначальном дизайне военной тематики не было вообще, станция должна была называться "Достык" - "Дружба". Решение о переименовании приняли, когда станция была наполовину готова.

Портрет Бауыржана Момышулы, фото Orda.kz

Жителям Аксая, которые спустились в метро, новый объект "на районе" понравился. Теперь в центр Алматы добираться можно без пробок, которые постоянно образуются на всех магистралях, пролегающих с запада на восток.

"Сейчас от конечной до конечной 25 минут. Я на Саяхат всё время езжу, раньше могла по два часа добираться. В последнее время я тратила 1 час 20 минут в лучшем случае. Это при том, что на Абая сделали выделенную полосу для автобусов. Машины в пробках стоят. Метро - вообще отлично. Я доезжаю 2 остановки до метро, спускаюсь вниз - через полчаса я на Саяхате. Плохо, конечно, что города не вижу, зато я быстро доезжаю", - говорит Надежда, жительница Алматы.

Еще одна женщина перемещалась на инвалидной коляске, она сказала, что без труда спустилась на лифте, но затем ей уже помогал сотрудник метро. Пенсионерка рассказала, что будет чаще посещать театры по проспекту Абая, а также оперный театр.

"Я раньше в театры не ездила. Далеко, да и сложно мне. Теперь гораздо удобней. Я живу рядом с метро. Могу спуститься, ну а на центральных станциях мне помогают служащие или другие пассажиры", - говорит Назгуль, жительница города.

Следует отметить, что станция заработала сразу. Несмотря на огромное количество строителей, сотрудников метро и прессы, пользоваться транспортом никто не мешал. Пассажиры могли спокойно спускаться в подземку и ехать по делам. Отправляемся с западной окраины в центр на станцию "Сары-Арка": расстояние 2 километра, 3 минуты в пути. Выход у парка аттракционов "Фэмили".

Станция "Сары-Арка", фото Orda.kz

На стенах - светящиеся панно с животными и пейзажами центрального Казахстана. Очень современно, стильно и со вкусом.

Панно с фламинго, фото Oeda.kz

Больше всего привлекает центральное панно, собственно, и символизирующее степи Казахстана, расположенные в центре республики. Его монтировали в течение четырех месяцев.

Главное панно станции "Сары-Арка", фото Orda.kz

В верхней части - достопримечательности Нур-Султана: сфера Нур-Алем, резиденция Акорда, Астана опера, Хан-Шатыр, Пирамида, офисы министерств и нацкомпаний и Байтерек. В нижней части - табун лошадей. Панно обрамлено плитами с национальными узорами. Станция получилась нарядной, но неаккуратности и неровности в отделке, особенно на декоративных элементах, портят общее впечатление, а они почти всюду.

небрежная работа строителей на станции "Сары-Арка", фото Orda.kz

Очень жаль, что станция новая, а проблемы на ней старые. Конечно, главную функцию она выполняет - перевозит пассажиров, но такие оплошности расстраивают. Что будет с этим декоративным великолепием дальше - большой вопрос, не отвалятся ли лепные картины или барельефы в неподходящий момент? И все это при том, что открытие станций планировали сначала на Наурыз, затем на апрель и вот уже последний день весны.

Orda.kz побеседовала с председателем совета директоров компании-застройщика "АлматыМетроКурылыс" Кайратом Реимовым, он сообщил, что "эти мелочи в рамках договора по отделочным работам быстро и качественно приведут в порядок".

Дальнейшие планы

Жители нижней части города уже забыли о метро, которое им когда-то обещали. Между тем, районы ниже проспекта Райымбека активно застраиваются, а люди тратят драгоценные часы своей жизни, стоя в многокилометровых пробках. Вернёмся на запад - тут тоже огромное количество новых ЖК с большой плотностью населения.

Следующая станция метро будет в Калкамане. Её открытие состоится в лучшем случае в 2025 году, это в идеальных условиях. Замдиректора по капитальному строительству КГП "Метрополитен" Канат Ахметов рассказал немного подробностей и о перспективах метро.

"Строительство станции "Калкаман" будет вести компания Bazis Construction. В Алматы уже привезли горнопроходческие щиты, если не ошибаюсь, один из Украины, второй из России. По следующим станциям еще не разработаны технико-экономические обоснования", - сказал Канат Ахметов.

Итак, продолжением строительства метро займётся Bazis. "АлматыМетроКурылыс" собирается строить метро в Ташкенте - не сошлись по цене с акиматом Алматы. Orda.kz ранее писала о недопонимании между стройкомпанией и госорганами. В АО "АлматыМетроКурылыс" даже боялись, что их оборудование попросту отберут, но, по словам Кайрата Раимова, ситуация в стране изменилась в лучшу сторону и сейчас такой опасности нет.

"Я видел один щит бэушный такой, старенький на объекте Bazis поставил. Щит других технических характеристик. Я думаю, они его поставили под нажимом общественности. Были заданы вопросы "Базису", где инструмент, которым вы собираетесь рыть тоннели? Они его и поставили. Одного щита мало, желательно их должно быть два, а желательно три, чтобы один был на аварийном запуске. Мы пока ведем переговоры с Ташкентом, один свой щит из земли уже вынули", - добавил Раимов.

Из полученной информации можно сделать вывод, что пуска следующих станций придётся ждать годы, а следующих веток - десятилетия. Жителей микрорайонов и Аксая поздравляем - с быстрой и комфортабельной подземной дорогой. 30 мая вечером они могут вернуться домой уже на метро! У Алматинского метрополитена теперь 11 станций.


Комментируй, делись мнением у нас в Facebook!

Получай оперативные новости дня в свой смартфон: подпишись на Orda.kz в Telegram.

Лента новостей

все новости