Коррупционный скандал: прокурор запросил тюремные сроки для экс-санврача Байгабулова и его подчинённого

cover Фото взято из презентации адвоката Дианы Жубатовой

26 сентября в межрайонном суде по уголовным делам Астаны прошли прения сторон по делу о получении и возвращении взятки в размере 2,5 тысячи долларов, в чем обвиняются известный в Казнете экс-санврач Садвакас Байгабулов и его подчинённый Асхат Манкеев, сообщает корреспондент Orda.kz.

Подсудимые работали в Национальном центре экспертизы Комитета санитарно-эпидемиологического контроля Минздрава. Манкеев возглавлял Жетысуский филиал центра, а Байгабулов был заместителем председателя.

Манкеев обвиняется по части 3 статьи 24 УК РК "Приготовление к преступлению и покушение на преступление" и части 2 статьи 367 "Дача взятки". Байгабулов же обвиняется в мошенничестве в отношении двух или более лиц согласно пункту 3 части 2 статьи 190 УК РК. 

Прокурор запросил для Манкеева 3 года 6 месяцев лишения свободы без конфискации имущества с пожизненным запретом занимать должности на госслужбе.

Для Байгабулова прокурор просит назначить 2 года ограничения свободы с пробационным контролем без конфискации имущества и с запретом занимать должности на госслужбе. 

“Вина подсудимых, считаю, доказывается показаниями свидетеля Киясова о том, что 3 февраля 2023 года ему позвонил директор по Алматинской области Манкеев. В ходе телефонной беседы он высказал претензии, сказав, что он его кинул на 5 тысяч долларов. На вопрос в чем его кинули, подробности просил узнать у Байгабулова”, 
 заявил прокурор Олжас Хайруллаев.

Смягчающими уголовную ответственность обстоятельствами у Байгабулова прокурор счел добровольное возмещение ущерба, а у Манкеева наличие малолетних детей.

Рассматривается дело о несостоявшейся и принудительной взятке

Прения адвокат Манкеева Динара Жубатова начала с презентации под названием “Дело о недовзятке”, чтобы доступнее объяснить кто кому давал взятку по версии обвинения и показаний участников.

“Здесь находятся основные участники, которые вовлечены в орбиту уголовного преследования и занимались досудебным расследованием. Мой подзащитный раз 5 в своем выступлении и в ходе допроса не понял при чем здесь Байгабулов. Второй подсудимый Байгабулов, который в принципе любит звать всех на дебаты. Свидетель Утегалиев, который спасал свою жизнь, поэтому сотрудничал со следствием и впоследствии получил прекращение уголовного дела. И Киясов - главный виновник уголовного правонарушения - на основании его заявления было возбуждено досудебное расследование и сегодня рассматривается судебное следствие”, начала адвокат Жубатова.
Фото взято из презентации адвоката Дианы Жубатовой
Фото взято из презентации адвоката Дианы Жубатовой

Сторона защиты Манкеева считает, что досудебное расследование и судебное следствие идет с обвинительным уклоном. По словам адвоката, это подтверждается тем, что у заявителя Ерлана Киясова была личная неприязнь к Манкееву, которого он неоднократно просил освободить занимаемую должность. А с Байгабуловым у него были открытые конфликты, которые широко известны в Интернете. 

Фото взято из презентации адвоката Дианы Жубатовой
Фото взято из презентации адвоката Дианы Жубатовой

Адвокат Байгабулова в ходе выступления подчеркнул, что деньги, которые числятся в суде как взятка, свидетель Аманжол Утегалиев принудительно сунул в руки его подзащитному. Об этом подсудимый неоднократно заявлял и сам. 

“Утегалиев по собственной воле, настоятельно, без какого-либо принуждения передаёт Байгабулову эти денежные средства, не говоря при первой встрече с какой целью они передаются. В данном случае со стороны Байгабулова в отношении Утегалиева не было признаков обмана или злоупотребления доверием, поскольку Утегалиев путем настояния вручил эти средства Байгабулову с просьбой принять, а в дальнейшем объяснить”, заявил адвокат.

Адвокат добавил, что его подзащитный сразу вернул деньги и изначально отказался от уголовного правонарушения.

“Киясов таким образом избавился от меня”

Во время прений выступили и сами подсудимые. Манкеев в своей речи особенно акцентировал показания свидетеля Аманжола Утегалиева, который заявляет, что передавал взятку от Манкеева Байгабулову. 

“Уважаемый суд, во время осмотра моего телефона вы видели, что свидетель Утегалиев был подписан на моем телефоне как “Аманжол брат”. Он был действительно мне братом, мы начинали работу с ним, он был мне как наставник, я всегда с ним советовался. Так, уважаемый суд и прокурор, я давно перестал задаваться вопросами “за что?”, “почему?”, “что я сделал плохого?”. Я давно перестал удивляться тому, как следователи на пустом месте могут нарисовать уголовное дело. Я давно перестал удивляться, что можно человека оторвать от семьи и незаконно закрыть в тюрьму. Киясов таким образом избавился от меня, но меня до сих пор не отпускает один вопрос: “за что он так со мной поступил?” начал Манкеев.

Манкеев заявил, что мог признать вину до суда из-за давления и угроз со стороны следователей в Антикоре, но сейчас утверждает, что раскаиваться ему не в чем.

“Всю свою молодость отдал карьере на одной единственной службе - санитарной службе. Я правда люблю свою работу. Наверно, поэтому, когда Киясов неоднократно просил меня освободить должность, я отказался. Сейчас, конечно, поздно сожалеть, но моя ошибка была в том, что я показал Киясову свой характер”.

Байгабулов начал выступление с объяснения почему он менял показания. О несостыковке в показаниях суд спросил у подсудимого во время его допроса в первой половине дня. По его словам, следователь Солдырбаев пообещал прекратить уголовное дело в отношении него взамен на дачу им нужных показаний.

“Уголовное дело изначально построено на эмоциях, на личной неприязни Киясова. Человек, который не справился и не показал свою работу на политической должности в период пандемии - он решил свои вопросы. Конечно, я был неудобен, единственным человеком, который был трезв в принятии решений. Человек, который там не смог решить рабочие процессы, здесь в Наццентре экспертизы, он использовал, можно сказать, Антикор как инструмент решения своих вопросов, в том числе и рабочих”, начал Байгабулов.

Байгабулов пояснил суду, что Киясов избавился от неугодных ему Байгабулова и Манкеева, написав заявление в Антикор о взятке 3 февраля, после чего в отношении них возбудили уголовное дело. 

“Киясову задавали вопрос: “почему Манкеев не участвовал в конкурсе?”. Он ответил, что не знает почему. Но согласитесь, как может человек в здравом уме, находясь в орбите уголовного преследования, участвовать в конкурсе? Соответственно, было сделано все, чтобы он не участвовал в конкурсе, так как в дальнейшем он оказался в суде. А конкурс был проведен 27 или 29 марта”, завершил он.

Ввиду сказанных во время прений речей, подсудимые воздержались от последнего слова. Суд удалился в совещательную комнату. Оглашение приговора ожидается 27 сентября. 

Читайте также:

Лента новостей

все новости