Коррупционеры не могут работать в квазигосударственном секторе и точка – Конституционный суд

cover

Два казахстанца пытались оспорить конституционную норму и закон, которые запрещают уличенным в коррупции работать в квазигосударственных компаниях.

Мужчины хотели понять, законно ли ограничение на трудоустройство, так как согласно Конституции у каждого есть право на свободу труда, свободный выбор рода деятельности и профессии. Впрочем, в суде сразу уточнили: такие права неразрывно связаны с равным правом граждан Республики на доступ к государственной службе. А «требования, предъявляемые к кандидату на должность государственного служащего, обусловливаются только характером должностных обязанностей и устанавливаются законом».

Ограничение на трудоустройство в субъекты квазигосударственного сектора лица, совершившего коррупционное преступление, направлено на снижение коррупционных рисков и преследует конституционно значимые цели. Эти цели связаны с необходимостью эффективного функционирования государственных институтов, сохранения и надлежащего обеспечения публичного правопорядка, основанного на высоком доверии общества к их деятельности, а также успешного решения возложенных на них задач, говорится в результативной части Конституционного суда.

Отмечается, что коррупция в настоящее время продолжает рассматриваться, как одна из основных угроз национальной безопасности (статья 6 Закона Республики Казахстан от 6 января 2012 года «О национальной безопасности Республики Казахстан»). И поэтому данное ограничение, не указываемое в приговоре в качестве дополнительного наказания, в силу закона применяется как общеправовое последствие совершения коррупционного преступления.

При таком понимании данной нормы Трудового кодекса она не противоречит подпункту 5) пункта 3 статьи 77 Конституции и не отменяет право лица на занятие трудовой деятельностью в иных сферах.

Впрочем, касается эта норма только тех, кто собирается заниматься управленческой деятельность в квазисекторе.

Ограничение на трудоустройство в субъекты квазигосударственного сектора лица, совершившего коррупционное преступление (подпункт 2) пункта 2 статьи 26 Трудового кодекса), в правовой взаимосвязи с Законом о противодействии коррупции применимо в отношении лиц, претендующих на должности, связанные с исполнением управленческих функций в указанных организациях, говорится в решении.

В итоге после проверки обращений граждан, Конституционный суд признал подпункт 2) пункта 2 статьи 26 Трудового кодекса соответствующим Конституции в данном Конституционным судом истолковании:

ограничение на трудоустройство в субъекты квазигосударственного сектора лица, совершившего коррупционное преступление, в правовой взаимосвязи с Законом «О противодействии коррупции» применимо в отношении лиц, претендующих на должности, связанные с исполнением управленческих функций в указанных организациях.

Также Конституционным судом подпункт 8) пункта 3 статьи 16 Закона «О государственной службе» признан соответствующим Конституции.

Лента новостей

все новости