За лучшей жизнью: почему казахстанцы так стремятся в Южную Корею

cover Коллаж Orda.kz

Недавно двое граждан Казахстана устроили шумный побег из аэропорта Инчхона в Южной Корее. Что их так влекло туда? Причина очевидна: как и многих, их не устраивают заработные платы на родине. Между тем в развитой восточноазиатской стране зарплаты достаточно привлекательны. Согласно последним данным МИД РК, в Южной Корее находятся около 7–8 тысяч нелегально работающих граждан страны. Orda.kz попыталась разобраться, что так влечёт туда столько людей, что они готовы даже бить стекла в аэропорту, лишь бы остаться.

Пока казахстанцы придумывают хитрые планы, как улизнуть в Корею, в соседних странах ещё в начале 2000 годов позаботились о том, чтобы их граждане попадали туда на заработки легально. В 2007 году правительства Узбекистана и Кыргызстана подписали меморандум с Южной Кореей по отправке рабочих на корейские предприятия.

Для этого в Южной Корее работает «Система трудовых разрешений» (СТР), или Employment Permit System (EPS). EPS представляет собой сотрудничество между правительствами стран. Его цель – облегчить процесс трудовой миграции. В рамках этой системы Корея ввела визы E-9, которые предоставляют юридический статус «рабочего» низкоквалифицированным мигрантам. Сегодня Корея обеспечивает работой граждан 16 государств: Бангладеш, Камбоджи, Китая, Индонезии, Кыргызстана, Лаоса, Монголии, Мьянмы, Непала, Пакистана, Филиппин, Шри-Ланки, Таиланда, Тимор-Лешти, Вьетнама и Узбекистана. И правительство каждый год устанавливает квоты на количество рабочих из каждой страны.

фото: gsp.cgdev.org

В Корее EPS рассматривают, в первую очередь, как трудовую стратегию, а не иммиграционную политику. На фоне постоянного роста экономики и уровня доходов жителей Корея нуждается в низкоквалифицированных рабочих. Благодаря контракту, регулирующему статус и материальное положение трудовых мигрантов, за 15 лет 27 тысяч узбекистанцев и более пяти тысяч кыргызстанцев смогли легально работать в Корее.

Сейчас ежегодная квота для узбекистанцев на южнокорейском рынке труда составляет 3,2 тысячи рабочих мест, для Кыргызстана – 1800. Конечно, получить работу не так-то просто, есть отбор. Желающие должны сдать специальные тесты, в том числе на знание корейского языка.

Властям Таждикстана ещё не удалось достичь межправительственного соглашения для легализации трудовой миграции в Корее. Но недавно компания «Душанбе-Моторс» сообщила, что планирует ежегодно отправлять в Южную Корею от трёх до 10 тысяч трудовых мигрантов из Таджикистана. 

Кыргызстанцы, собирающиеся на работу в Южную Корею. Фото: rus.aza

Казахстанская сторона неоднократно поднимала тему выделения квот на встречах с внешнеполитическом ведомством Кореи. По словам министра иностранных дел Мухтара Тлеуберди, в январе 2020 года Минтруда Казахстана предложило корейским коллегам привлекать казахстанцев к сезонным работам в сельском хозяйстве и рыболовстве. Но корейцев не заинтересовало предложение.

«Главные причины такого решения – ограничительные меры из-за распространения COVID-19 и несоответствие профессиональных квалификаций казахстанцев в отраслях (морское рыболовство, производство риса и другие), внедрённых в программе», – пояснил министр.

К тому же в 2020 году на форуме «Центральная Азия – Южная Корея» Тлеуберди поднял вопрос о присоединении Казахстана к программе Еmployment Permit System, Системе разрешений на работу для иностранцев. Корейская сторона не была против.

«Для присоединения к программе нужно, чтобы госорганы обеих сторон подписали соглашение о найме рабочей силы. Основное требование корейской стороны – Казахстан должен создать государственное учреждение, которое будет заниматься отправкой трудовых мигрантов в Южную Корею», – сказал министр.

Но до сих пор официальных разговоров о создании такого комитета не было. Однако, даже в случае присоединения к EPS, на взгляд МИД, это не решит проблему нелегальной миграции:

«Так как при подключении к системе только часть граждан будет официально работать по трудовому соглашению. Общая ежегодная квота распределения по системе EPS составляет 50 тысяч мест, что говорит о том, что количество мест для каждой страны составляет около трёх тысяч. Стоит также учитывать, что распределение мест не производится пропорционально. Согласно статистическим данным, наибольшее количество нелегальных мигрантов в Республике Корея являются гражданами стран, заключивших с этим государством соглашения по Еmployment Permit System».

Чтобы остановить поток казахстанцев, нелегально пребывающих в Корее, есть только одно решение: создание качественных рабочих мест у себя. В Казахстане эта проблема каждый раз (а точнее, уже 30 лет) ставится как одна из главных задач, требующих немедленного решения. Но особых подвижек нет. По словам политолога и руководителя проектов в Eurasian Center for People Management Аймана Жусупова, в связи с тем, что в Казахстане с каждым годом расчёт количество количество трудоспособной молодёжи, проблема может только ухудшиться. Молодые люди, не найдя достойную работу в Казахстане, будут всё больше стремиться в развитые страны.

По сравнению с США или Великобританией, которые также предлагают хорошие деньги для мигрантов, Корея более доступна, поскольку виза для казахстанцев туда не требуется. Безвизовый режим был введён в ноябре 2014 года. Кстати, среди стран СНГ только Казахстан и Россия имеют такую привилегию. Именно безвизовый режим повлиял на рост количества нелегальных казахстанцев в Корее. В 2014-м их было 359 человек, а в 2018 году стало почти 12 тысяч.

Социолог Ботагоз Ракишева, исследуя тему нелегальной миграции казахстанцев в Южную Корею, выяснила, что в основном уезжают молодые парни в возрасте от 20 до 30 лет из южных регионов страны. В зависимости от условий труда, ежедневный заработок у мужчин составляет от 100 долларов и выше, у женщин – от 50 долларов.

Мало того, что многие казахстанцы работают незаконно в чужой стране, они ещё временами оказываются в розыске полиции. Самый громкий случай был в 2019 году в южнокорейском городе Чханвоне. 20-летний казахстанец Сырым Шарибек сбил на автомобиле 7-летнего ребёнка и скрылся с места ДТП. Мальчик получил перелом черепа, у него случилось кровоизлияние в мозг. На следующий день казахстанец вернулся на родину через Узбекистан. Полиция выяснила, что он находился в Корее нелегально и не имел водительских прав. Оказалось, автомобиль, которым он управлял, был зарегистрирован на другого человека. Тогда Южная Корея обратилась к правительству Казахстана с просьбой об экстрадиции Сырыма. Молодой парень признался в преступлении и добровольно сдался южнокорейской полиции. Его приговорили к двум годам и шести месяцам тюрьмы. Но позже Сырым подал апелляцию, после чего ему сократили срок заключения до двух лет.

Корейская полиция задержала Сырыма Шарибека в международном аэропорту Инчхон. фото: www.koreatimes.co.kr

Инцидент побудил министерство юстиции Кореи ввести меры по ограничению нелегального пребывания иностранцев. Согласно новым правилам, мигранты должны сообщить о дате отъезда из страны за 3–15 рабочих дней. Но, несмотря на это, поток нелегалов с каждым годом растёт. По данным 2022 года, в Южной Корее находится 412 тысяч жителей без документов. Между тем 10 лет назад их количество было около 180 тысяч. Поэтому в феврале этого года Министерство юстиции Кореи выступило с пятилетним планом по сокращению нелегалов. Цель – уменьшить их с 410 тысяч до 200 тысяч к 2028 году.

В последнее время казахстанцы стали чаще выкладывать в TikTok ролики, в которых предупреждают о проверках полиции в Южной Корее и рекомендуют быть осторожными. Ранее в МИД РК сообщили, что побег казахстанцев возможно сподвигнет правоохранительные и иммиграционные органы Республики Корея к активной борьбе с незаконным пребыванием в стране именно граждан Казахстана, а также к ужесточению порядка въезда казахстанцев в страну.

Источник: @korea.reyd

Сейчас молодым казахстанцам часто отказывают в выдаче K-ETA – электронного разрешения на безвизовый заезд. Арман Аканов, директор визовый компании visamaker, говорит, что «отказы приходят в основном молодым, но детям, пожилым и пенсионерам дают сразу». У визовых компаний сложилось мнение, что K-ETA – это лотерея.

«Потому что бывает первый раз отказ, второй раз идентичное заполнение, и одобрение выходит», – пояснил Арман Аканов.

По словам Ксении Исабаевой, консультанта Evisa.kz, с момента введения K-ETA, отказов для граждан Казахстана было больше, чем одобрений:

«Лишь раз был период на праздник столицы в прошлом году, когда две недели было очень много одобрений тем, кто подает первый раз».

Электронное разрешение на въезд К-ЕТА разработано и курируется Министерством Юстиции Республики Корея.

В визовый компании говорят, что при отказе в визе, не объясняют причин. Фото предоставлена визовой компанией

Даже с одобренной K-ETA, как говорит Ксения, есть вероятность того, что граждан могут не впустить в страну при прохождения таможенного контроля, если будут сомнения в цели пребывания в Корею. Эта мера внедрена для сокращения въезда в страну нелегальных мигрантов. Также для этой цели посольство Южной Кореи недавно ввело практику выдачи специального разрешения. Перед тем как приехать в Корею по безвизовому режиму, нужно сдать все необходимые документы: авиабилет, страховку, обратные билеты.

Вероятно, сотрудники таможенного контроля аэропорта Инчхон почувствовали, что молодые ребята Нурсултан и Умижан собираются надолго задержаться в Корее, поэтому и отказали им во въезде. А Нурсултан, понимая, что в Казахстане он не заработает больших денег, которые заработал бы в чужой стране, долго не решался сдаться в полицию.

Лента новостей

все новости