«Коллективный иммунитет»: новая «чума» в Каратасе

cover

В рамках кинофестиваля «Бастау» состоялась казахстанская премьера новой картины Адильхана Ержанова «Коллективный иммунитет» («Оңбағандар»), рассказывающей не столько о коронавирусе, сколько о других – локальных и хронических – заболеваниях общества.

Что за фильм? Сатирическая трагикомедия самого титулованного казахстанского режиссёра современности о карантине, снятая в самый разгар мирового локдауна.

Кто в ролях? Данияр «Гуттаперчевый парень» Алшинов, Асель «Ушедшая в собственный локдаун» Садвакасова, Ержан «Самый органичный мент в казахстанском кино» Джаманкулов, Болат Калымбетов, Нурбек Мукушев.

О чём? Эксцентричный сельский полицейский Селькеу вместе с разжалованным напарником влачат убогую, но в то же время весёлую жизнь в ауле Каратас, довольствуясь мелкими взятками у местного населения и бесконечно репетируя танец, с которым планируют покорить городскую аудиторию.

Размеренный упаднический быт казахской глубинки нарушает бывшая жена Селькеу Турия и её нынешний супруг Гурбекен. Перед ними стоит задача закрыть аул на карантин, в связи с новым вирусом, и изолировать представляющих потенциальную угрозу. Селькеу вынужден объединиться Гурбекеном и открыть охоту за односельчанами.

Кому и зачем смотреть? Преданной армии фанатов Адильхана Ержанова и редким любителям комедии абсурда.

«Оңбағандар», несмотря на цепочку трагических событий в сюжете, самая весёлая картина в фильмографии Адильхана Ержанова. И без того наполненная чудаковатыми персонажами вселенная аула Каратас, на сей раз выполнила программу максимум по эксцентрике, в какой-то момент становясь остроумной пародией, то на французскую новую волну, то на вестерн. Разумеется, всё это упаковано в обёртку едкой сатиры на казахстанское общество, в котором личное всегда ставится выше общественного, а такие понятия, как непотизм, бюрократия и коррупция, уже давно стали симптомами хронической и, судя по всему, неизлечимой болезни для страны.

Разумеется, параллели с «Чумой в ауле Каратас» напрашиваются сами собой. Однако, по своему настроению и посылу, «Коллективный иммунитет» противоположен мрачному постапокалипсису, который Ержанов пророчил стране задолго до пандемии. Если главный герой «Чумы» вступал в противостояние с Каратасом, пытаясь вывести его из тьмы, то Селькеу, напротив, как будто бы обрёл собственный рай (а если точнее, то лимб) в стремительно деградирующем обществе сельчан и изо всех сил старается защитить его от внешней угрозы в лице бывшей жены и её нынешнего супруга.

В очередной раз Ержанов раскрывает новые грани таланта Данияра Алшинова, который когда-то начинал карьеру, как актёр комедийного жанра, и отчасти вернулся к этому амплуа. Селькеу будто противопоставляется Фаусту и становится частью силы, которая стремится к благу и произносит гуманистические монологи, но совершает отвратительные поступки, уничтожая человеческие судьбы.

При этом, неоднократно подчёркивается, что для каратасовцев главный герой – чужак и своим никогда не станет. Особенно забавно смотрятся постоянные просьбы, чтобы Селькеу говорил по-русски, потому что все его реплики на казахском вызывают у местных приступы кринжа.

Стоит отметить и яркий перфоманс Ержана Жаманкулова, до этого ярко выступавшего в картинах Ержанова на втором плане, и неожиданное появление ветерана казахстанского кино Болата Калымбетова, который сыграл одновременно местного мафиози и пародию сразу на нескольких казахстанских режиссёров.

«Оңбағандар» - далеко не лучший из фильмов Ержанова, но идеально подходит для того, чтобы начать знакомство со своеобразным чувством юмора автора и его киноязыком.

Лента новостей

все новости