КНБ или "миграционка": зачем иностранцев приглашают на беседы в органы

cover Коллаж: Orda.kz

Иностранные граждане рассказали Orda.kz о своём опыте взаимодействия с миграционной службой МВД: вопросы личного характера, попытка взломать телефон и настойчивые приходы домой.

То что после январских событий миграционная служба усилит контроль, ровно как и вся братия правоохранительных органов, можно было ожидать. Но, судя по всему, тиски сжались намного раньше – граждане иностранных государств рассказали корреспонденту Orda.kz, как их вызывали на беседы и задавали нетипичные вопросы.

Причём приглашали даже тех, кто живёт в Казахстане продолжительное время. И вроде бы в этом нет ничего необычного, однако несколько интересных моментов заставляют задаваться вопросами – а точно ли это были беседы и точно ли с миграционной службой.

Иностранцы, рассказавшие о своём опыте в стенах отделения "миграционки", пожелали сохранить анонимность.

Январские события и "проблемные" базы данных

Муж Екатерины (имя изменено) – гражданин страны Северо-Западной Европы, прилетел в Казахстан в феврале этого года. Позвонили им совсем недавно и попросили посетить отделение миграционной службы в Алматы, причём как можно скорее – дело было высокой степени срочности.

"Сказали, якобы после январских событий утеряна база данных иностранцев, которые зарегистрированы здесь, в Алматы. Но мне кажется, контекст шире, чем январские события – они используют их как предлог", – считает Екатерина.

Одна из странностей такой "просьбы" сотрудников органов заключается в том, что муж Екатерины спокойно продлил визу ещё в своей стране и приезжать в местное отделение миграционной службы ему не было необходимости. Более того, офицеры настойчиво попросили Екатерину сопровождать супруга.

"Звонок пришёл в пять вечера. Представились сотрудниками миграционной службы и попросили передать по WhatsApp данные моего мужа. Я сказала, что не буду передавать такую информацию по телефону, и спросила в ответ, может ли позвонивший мужчина сам представиться, скинуть мне свои данные. Он отказался и пригласил нас в офис", – рассказывает Екатерина.

В отделении миграционной службы супруги, по просьбе сотрудников, оставили свои мобильные телефоны в ячейке под ключ . Екатерина с мужем отключили их заранее, так как уже узнали по рассказам знакомых-иностранцев, что беседа может быть не совсем типичной для миграционной службы.

"Когда я вернулась, мой телефон показал, что пытались взломать приложение Signal – мессенджер, в котором более безопасный вид обмена сообщениями. Вам якобы дают эти ключи от ячейки, но на самом деле никакой гарантии в том, что они не изучают телефоны, нет", – вздыхает Екатерина.

Иллюстративное фото. Приложение Signal

Офицеры разговаривали с супругами вежливо и корректно, однако сами вопросы вызывали тревогу: "Что вы здесь делаете?", "Какой круг ваших знакомых?", "Есть ли у вас друзья среди дипломатических представительств?", "Что вы думаете о "Жаңа Қазақстан?", "Где вы родились и учились?", "Чем занимаются ваши родители?".

"С одной стороны, с нами разговаривали в такой вежливо-шутливой форме, но с другой – допрос длился час, задавались достаточно интимные вопросы. Эта беседа непохожа на стандартную беседу в миграционной службе. Абсолютно. Потом вопросы переместились на меня, хотя я гражданка Казахстана".

Тем не менее к таким вопросам Екатерина была готова: один из коллег предупредил ее, что сейчас иностранцев вызывают на подобные допросы. Кроме того, он сказал, что это вовсе не миграционная служба, а Комитет национальной безопасности.

"Поэтому я и записала звонившего мне "сотрудника миграционной службы" как комитетчика, а позже наш собеседник, когда постоянно входил и выходил из кабинета, обронил такую фразу, мол, вам кто-нибудь мог сказать, что мы из КНБ, но это не так. Мы просто проверяем, сейчас такая ситуация в стране, мы всё делаем для вашей безопасности. И в целом, если бы мой телефон не взломали, я бы и не стала поднимать этот вопрос, но попытка взлома вызывает во мне беспокойство", – подытожила Екатерина свой рассказ.

Она подчёркивает, что никогда прежде такие вопросы в миграционной службе не задавались, а продлевать визу уже давно можно в интернете. Муж Екатерины прибыл в страну в феврале –январские события явно притянуты за уши, уверена женщина.

Мы уточнили в МВД, в структуре которого работает Комитет миграционной службы, в порядке ли базы данных по иностранцам, проживающих в Казахстане.

"Информационные системы по контролю за пребыванием иностранцев в стране работают в штатном режиме, технических сбоев не зафиксировано. Регламентами работы полиции вызовы иностранцев при отсутствии информации о въезде в страну в информационных системах не предусмотрены. Могут вызвать официально по повестке по тому или иному административному или уголовному делу. Других оснований нет", – ответили нам в пресс-службе ведомства.

Мы встретились также с другими иностранцами, которых приглашали на подобные неформатные беседы, причем задолго до января. Необходимость встреч обосновывали разными причинами. Так Даниэль позвали прямо перед продлением визы, а Джона попросили оценить качество работы – в кабинете у офицеров (имена изменены по просьбе героев).

Иллюстративное фото: polisia.kz

Доянварский интерес к задушевным беседам

Даниэль рассказывает, что её пригласили в органы ещё в сентябре прошлого года, поэтому связи с Кровавым январём или войной в Украине быть не может. Даниэль – аккредитованная журналистка, работающая в Казахстане больше десяти лет.

"Я много лет живу в Казахстане, и это первый раз, когда меня вот так вызвали. У меня заканчивалась виза, поэтому позвонили из миграционной службы и попросили прийти в отделение. Мне задавали такие вопросы, что я подумала – вряд ли миграционная служба будет интересоваться такими деталями. Я предположила, что это КНБ", – говорит Даниэль.

Вопросы были очень похожими на те, которые задавались мужу Екатерины: "Где родилась?", "Где училась?", "В каких странах проживала?", "На каких языках говорите?", "С кем общаетесь в Казахстане?", "Каких местных оппозиционных лидеров знаете?", "Бывала ли она на демонстрациях и митингах?".

Несмотря на личные вопросы, люди в гражданском разговаривали с Даниэль также вежливо как и с мужем Екатерины. Журналистку тоже попросили оставить мобильный телефон в ячейке, а когда она поинтересовалась, зачем миграционной службе такая детальная информация, чёткого ответа не получила:

"Это нормально, когда органы вызывают иностранцев на беседы, но такие вопросы – это не нормально, так как они никак не связаны с миграцией. Тем более мне нечего скрывать, я – журналист, работаю здесь много лет по рабочей визе. Эти допросы неуместны. Мы делаем свою работу легально и открыто".

МВД РК. Фото: пресс-служба МВД РК

На беседу приглашали и Джона, иностранного журналиста, тоже много лет работающего в Казахстане. Правда, поучаствовать ему в ней так и не удалось: пришлось уезжать по делам из страны, а когда он вернулся, звонить из органов вдруг перестали.

"Мне позвонили и попросили оценить работу миграционной службы. Я сказал, что всё у вас, ребята, отлично. Если хотите, можете мне анкету прислать, и я поставлю пять звёзд. Они ответили, что могут делать это через анкету, я должен прийти на беседу".

С Джоном связывались дважды, перед продлением визы осенью и этой весной.

"Я бы не квалифицировал это как допрос. У меня были допросы до этого в прежней стране, где я работал, однако здесь была именно беседа – более дружественная. Не было никаких угроз. Она состоялась перед тем, как мне нужно было продлевать визу осенью, и недавно меня позвали на вторую беседу, притом что у меня виза продлевается только через несколько месяцев, но я не знаю, с чем это может быть связано, так как беседа не состоялась", – рассказывает Джон.

Помимо этого, люди в форме приходили к Джону домой. Он называет это типичной ситуацией, когда сотрудники миграционной службы проверяют, не живут ли с иностранцами незарегистрированные иммигранты, но в этот раз что-то пошло не так:

"Люди, представившиеся служащими миграционной службы, пришли ко мне домой этой весной. Они интересовались, есть ли другие иностранцы в квартире, и это абсолютно нормальная процедура, но мне не понравилось, что один из пришедших просто зашёл в квартиру и начал осматривать её. Я считаю, это было лишним".

Журналист подчеркивает, что это не был обыск, но такое поведение неприятно. Раньше продлевать визу можно было, обратившись в министерство иностранных дел, недавно же эту функцию передали в министерство внутренних дел. В пресс-службе МИД пояснили, что сделали это, так как пребывание иностранных граждан находится в ведении миграционной полиции МВД.

Более того, продлевать визу иностранцам сейчас можно через электронное правительство egov.kz, не выходя из дома.

Сколько ещё иностранных граждан приглашали на такие беседы – неизвестно, как и то, точно ли нашим героям представлялись сотрудники миграционной службы. Иностранцы утверждают, что такое внимание к ним можно связать с переходом функции продления визы с МИД на МВД.

Пока что можно строить только догадки, однако один урок стоит уяснить уже сейчас – оставляйте телефоны дома, когда идёте на встречи с сотрудниками органов. На всякий случай.

Иллюстративное фото из открытых источников

Комментируй, делись мнением у нас в Facebook!

Получай оперативные новости дня в свой смартфон: подпишись на Orda.kz в Telegram.


Лента новостей

все новости