Кладбище мертвых спектаклей

cover Фото Марии Гордеевой

«Аннотации к этому спектаклю нет, так как мы ещё не придумали сам спектакль. Но точно знаем, что кто-то должен будет прийти, чтобы кого-то найти, ну и что все будут играть всех!!!» - так выглядит информация, которую можно найти в Интернете о премьере Немецкого театра «Шесть персонажей в поисках автора». По названию понятно, что речь пойдёт о пьесе итальянского драматурга Луиджи Пиранделло, написанной век назад. Однако сама пьеса возникает только во втором акте, а всё, что происходит два часа до него, структурному объяснению не поддается. Новый спектакль Алибека Омирбекулы – огромное лоскутное одеяло, которым нужно укрываться с головой.

Зрителей сразу настраивают на весёлый лад. Крошечный старичок-кукла появляется из-за занавеса-лапши и предупреждает, что не надо относиться к происходящему слишком серьёзно. И что если вам не понравится спектакль, вы никому об этом не говорите, иначе наш театр закроют. После этих слов начинается немного сумасшедшая, но дико смешная сатира.

Театр как бы выворачивается наизнанку, и зритель попадает в закулисье.

Тут и полный спектр актёрских типажей (от заносчивых прим до невнятной массовки), и творческая нереализованность, толкающая немолодую актрису замахнуться на Джульетт, и выгоревший, но носящийся по инерции режиссёр, который, в случае чего может и в прямом смысле отрубить голову.

Фото Марии Гордеевой

Всё происходит динамично, живо, ярко. Зрители, хоть как-то знакомые с театральным бытом, хохотали в голос.

Если разбить три часа постановки на три смысловые части, то вторую можно назвать кладбищем мёртвых спектаклей. Тут и авангардный взгляд на Шекспира, и ещё более авангардный на Чехова, в промежутках на сцене появляются то Сталин, то призраки Брехта и Гёте. Всех их объединяет то, что на сцене они не прижились. Это всё ещё смешно, хотя местами уже не очень понятно. Здесь важно довериться режиссёру и не рационализировать то, что видишь, потому что никаких зацепок автор не даёт.

А вот третья часть – собственно, «Шесть персонажей в поисках автора» – как будто выпадает из общего контекста. Она гораздо глубже и трагичнее, при этом выполнена в том же сюрреалистическом стиле.

Это история семьи, которая раз за разом переживает смерть отца. И сделана она прекрасно. Но вот чтобы понять, как она относится ко всему, что было на сцене раньше, спектакль нужно посмотреть минимум дважды.

Из очевидного – огромная двухметровая чайка, которую одна из героинь видит во сне. Эту же чайку часом ранее Треплев застрелил небезызвестным чеховским ружьём. И теперь уже окончательно неясно, что из происходящего – ретроспектива, а что – сам спектакль.

Фото Марии Гордеевой

Технически «Шесть персонажей» сделаны очень мощно. Постановка почти не провисает в динамике, а на сцене задействован сильнейший актёрский состав и сменяется какой-то сумасшедший объём костюмов. При этом бесспорно лучшее, что есть в спектакле –  Наташа Дубс, режиссёр Немецкого театра, которая в премьере выступила актрисой. Своей харизмой и обаянием она занимает всё пространство и перекрывает всех остальных. Ведь кто сможет лучше сыграть отчаявшегося режиссёра с чудинкой, если не сам прекрасный режиссёр? При этом даже в такой роли она остаётся трогательной, собирающей в себе боль каждого творца.

В «Шести персонажах в поисках автора» ищут не только персонажи. Ищет режиссёр, ищут актёры, ищут зрители. Первый – смысл продолжать делать что-то в театре, который дышит на ладан. Вторые – органику в ролях и возможность совмещать её с реальной жизнью. Третьи – ответы на ворох вопросов, которые Алибек Омирбекулы высыпает пестрым конфетти. Возможно, на другой сцене спектакль смотрелся бы совсем иначе, потому что много в нём взято именно из многострадальной судьбы Немецкого театра.

Лента новостей

все новости