Китайские дальнобойщики на наших трассах: кто на самом деле управляет грузовиками ALACEM?

cover Фото Orda.kz

Поскольку этот материал — репортаж, мы публикуем его от первого лица, со слов журналистки Orda.kz Сандугаш Дуйсеновой.

Что с трассой?

25 августа мне позвонили с неизвестного номера. Человек представился сотрудником китайского цементного завода ALACEM, который расположен недалеко от поселка Сарыозек Кербулакского района области Жетысу. Собеседник сообщил: на предприятие прибыли шесть рабочих из Китая и уже приступили к труду. При этом, по его словам, никаких официальных документов, разрешающих им работать в Казахстане, нет.

Я решила проверить услышанное. Приехала в Сарыозек, еду дальше по трассе Көктал — Жаркент. Справа — китайский цементный завод ALACEM, одно из крупнейших производственных предприятий области Жетысу. Объём инвестиций — порядка 47 млрд тенге.

Можно было бы ограничиться тем, что этот проект называют «образцовым примером сотрудничества Казахстана и Китая» — рабочие места, развитие региона, вклад в экономику. Однако с самого запуска предприятие обросло скандалами, конфликтами и вопросами, на которые до сих пор нет честных ответов.

С запуском завода трасса от райцентра до перевала Алтын-Эмель, порядка 65 километров, окончательно превратилась в сплошные рытвины и колдобины. Ведь именно на этом перевале расположен крупный карьер, где добывают известняк для нужд цементного завода ALACEM. Отсюда начинается бесконечный поток тяжёлых машин: гружёные до отказа многотонные китайские грузовики ежедневно идут колоннами в сторону завода. В итоге дорога разбита настолько, что движение по ней стало настоящим испытанием.

После протестов местных водителей в ситуацию вмешался тогдашний аким области Амандык Баталов. Он собрал экстренное совещание, потребовал от инвесторов срочно исправить положение. Те пообещали привести дорогу в порядок — и действительно, прокладывали её несколько раз. Но всё повторялось: грузовики снова выходили на трассу и снова превращали её в месиво. Получилась бесконечная «игра в асфальт»: китайцы разбивают, потом ремонтируют, потом снова разбивают.

А журналисты всё это время не переставали писать об этой дороге — о том, как на протяжении 65 километров трассы Сарыозек — Коктал каждое путешествие превращалось в пытку.

И только недавно положение начало меняться: в 2024 году на ремонт выделили около семи миллиардов тенге, работы стартовали на самом проблемном 45-километровом участке. Здесь полностью обновляют покрытие, усиливают дорожное полотно под нагрузку до 13 тонн на ось, строят техническую дорогу для тяжёлого транспорта.

И ещё на время капитального ремонта решили перенаправить китайские грузовики на дополнительную гравийную дорогу, проложенную параллельно строящейся трассе. Но даже сейчас можно встретить некоторых водителей, игнорирующих это требование. Украдкой выезжают на свежеуложенный асфальт в надежде, что их никто не увидит. 

Но сегодня нас интересуют не наши, а китайские водители, которых мы заметили за рулём этих многотонных машин.

Танцы грузовиков

Примерно на 38 км трассы словно по сигналу невидимого режиссёра начинается представление. Один за другим, с интервалом в 10–20 минут навстречу выкатываются большегрузные Shacman. Сначала один, затем второй, потом третий. И за рулём граждане Китая. 

Доказательства? Есть!

Видео с привязкой к местности, как учили настоящие опера, сняла. На них чётко видно: за рулём гружёного известняком грузовика сидят вовсе не наши водители.

А как узнала, что это именно китайцы? Очень просто. Первый попался сам, когда его фура встала с «пузырём» — колесо спустило. Двое казахстанских рабочих возились с резиной, а он стоял рядом, командовал на китайском и с важным видом пытался объяснить мне, что «машина плохо», а затем и вовсе достал китайский паспорт с путевым листом. 

На 45-м километре трассы АО «КазАвтоЖол» установил санитарно-гигиенический узел — проще говоря, тот самый тёплый туалет. Там заодно продают и кофе. Я сидела себе спокойно, потягивала этот напиток, как вдруг в окно увидела огромный большегруз Shacman, медленно подъезжающий к остановке. Со стаканом в руке выскочила на улицу, стою, улыбаюсь во весь рот и снимаю его на видео. 

Я, конечно, решила уточнить: спрашиваю на казахском: «Как дорога?» Он улыбается, машет руками и отвечает по-китайски: мол, ничего не понимаю. А потом вдруг выдает одно слово: «Чайна». И тут уж сомнений не осталось — передо мной был самый настоящий китаец.

Третьего подловила хитростью: открыла капот, будто поломка, и стала ждать. И точно — китаец оказался настоящим джентльменом. Остановился. Спустил окно. Я с ним на казахском, он со мной на китайском — разговор получился забавный, но весьма содержательный. Моя камера зафиксировала не только наш разговор, но и его госномер.


Четвертый Shacman встретила у въезда на карьер, на 65-м километре. Этот не остановился. Но, как говорится, национальность иногда угадывается даже без слов.

А вот пятый и шестой попались прямо на месте добычи известняка. Огромные экскаваторы гремели, пыль стояла столбом, и тут моя камера засняла китайских водителей, которые, заметив меня, достали телефоны и начали снимать в ответ. Качество съёмки пострадало от грохота и пыли, но кадры есть. Позже я всё-таки догнала и разговорила их — и да, снова граждане КНР. Бумаги? Кроме путевого листа, ни единого документа.


В итоге у меня собрался целый маленький «кастинг» китайских дальнобойщиков на казахстанской трассе. Один с паспортом, другой с кофе-брейком, третий с джентльменскими манерами, четвёртый с подозрительным взглядом, пятый и шестой — с телефонами наперевес. Все разные, но объединяет их одно: работают, управляют многотонными грузовиками на нашей территории.

Что говорят на заводе

Уверенная в том, что располагаю вескими доказательствами нарушения закона РК «О миграции населения» и Трудового кодекса РК, я направилась к цементному заводу ALACEM. Там мне сразу сказали: к грузовикам завод отношения не имеет, перевозкой занимается подрядная компания Tianen. Искать её долго не пришлось — офис оказался рядом, только вход другой.

Охрана, увидев меня и услышав цель визита, задерживать не стала. Странно? Мне нередко приходится сначала общаться с теми, кто стоит у ворот, а уж потом с начальством. Обычно реакция предсказуема: вежливые попытки выпроводить подальше. Но здесь всё было иначе. Мне показалось, что они будто обрадовались моему появлению, словно я пришла не с вопросами, а чтобы торжественно раскрыть какой-то заговор.

Вскоре вышел мужчина, набрал некоего Ержана Даулетбакова, якобы бригадира самосвалов, и передал трубку мне. После краткого обмена любезностями я изложила ему историю: поступил анонимный звонок, на предприятие прибыли шесть граждан Китая и они сейчас работают — перевозят известняк.

Даулетбаков уверил меня, что аноним солгал:

«За рулём сидят не китайцы, а кандасы, вернувшиеся из Китая на историческую родину, и все они казахи».

Он даже поклялся.

Весь разговор я, разумеется, записала на диктофон. Потому что клятва звучит красиво, но трудовое законодательство ею, увы, не заменишь.

Слова бригадира не совсем совпадали с тем, что я лично увидела. Конечно, можно было на этом месте поставить точку, дать возможность читателям самим поразмышлять и завершить материал привычным обращением к государственным органам с просьбой вмешаться в ситуацию.

Но внутри не отпускало чувство: меня пытаются обвести вокруг пальца. Доказательства у меня уже были, хотелось действовать здесь и сейчас.

По странному совпадению у меня возле завода неожиданно перестала работать сотовая связь. Чтобы довести расследование до конца, я направилась в посёлок Сарыозек. Там я позвонила на 102 и сообщила обо всём, что удалось увидеть и зафиксировать на видео, сотрудникам полиции Кербулакского района. Попросила их помочь в проверке и разобраться в ситуации.

Мой главный вопрос был: есть ли разрешительные документы у иностранных граждан? Насколько законно они работают? Я также напомнила полицейским, что за воротами предприятия остаются десятки местных жителей, которые ищут работу и могли бы выполнять эти обязанности на законных основаниях.

Сначала вызов приняли местные полицейские. Они прибыли примерно через 15 минут. Но, узнав, что речь идёт о территории цементного завода, сразу заявили, что этот участок дороги относится к компетенции дорожной полиции ДП области Жетысу. 

Их пришлось ждать ещё полчаса. Потом мы ещё столько же ждали некоего командира роты, который так и не появился. К 18:00 мое терпение лопнуло, и мы выехали на цементный завод ALACEM, точнее — к Tian-EN.

Ощущение было такое, что нас там уже ждали. К приходу полиции на территорию вышли двое граждан Казахстана. С ними появился человек, представившийся управляющим компании — Жан Юн Жун. Они пригласили пройти на территорию завода, но никаких документов водителей ни мне, ни полицейским так и не показали. Заявили лишь, что за рулём этих грузовиков находятся қандастар — люди, когда-то жившие в Китае, но получившие гражданство Казахстана.

Предлагали для достоверности выехать на линию и проверить водителей всех шести грузовиков.

И тут меня осенило. Время, которое я потратила на ожидание приезда полицейских, сыграло против меня. Было ощущение, что меня облапошили. Уже стемнело, и не было смысла уже ехать куда-то.

Расстроенная, вернулась в Сарыозек. По дороге решила ещё раз испытать полицейских и поехала в Кербулакский районный отдел полиции. Там меня ждал и. о. начальника полиции Алмаз Майкебаев. Ему вновь изложила ситуацию, показала видео. Он долго с кем-то совещался, после чего предложил мне написать официальное заявление. Я так и сделала, отдельно попросила подключить миграционную полицию, чтобы проверить документы граждан КНР и установить, не нарушается ли миграционное законодательство. Была уверена, что теперь китайской компании не отвертеться. 

С чувством выполненного долга вернулась домой. Уже ночью написала письмо в редакцию Orda.kz с просьбой направить официальное заявление в Генеральную прокуратуру РК (Б. Н. Асылову) и акиму области Жетысу (Б. О. Исабаеву). В письме подробно описала происходящее и попросила провести проверку соблюдения трудового и миграционного законодательства в ТОО «ALACEM», а также в компании Tian-EN.

Кроме того, я направила отдельное письмо в управление координации занятости и социальных программ области Жетысу с просьбой выяснить, выдавались ли с 1 января по 31 декабря 2025 года разрешения ТОО «ALACEM» и его «дочке» на привлечение иностранной рабочей силы, в частности для водителей грузовых автомобилей.

На следующий день пыталась дозвониться в полицию и в пресс-службу ДП области Жетысу, чтобы узнать судьбу своего заявления — и, главное, что будет с теми самыми шестью китайцами. Никакого ответа я так и не получила. Первое официальное разъяснение пришло по почте 3 сентября. И, признаюсь, оно меня очень сильно удивило. Читаешь — и такое ощущение, что смотришь фильм с неожиданным поворотом:

«Указанные граждане Китайской Народной Республики не выявлены. Был опрошен представитель компании Tianen, действующей на территории цементного завода ALACEM, гр. Zang Xinxiong. По его словам, шесть граждан КНР убыли в город Алматы. Кроме того, грузовые автомобили марки HOWO управляются гражданами Республики Казахстан».

И ещё инспекторы дорожно-патрульной полиции на ежедневной основе проверяют грузовики всех марок и типов на дорогах Кербулакского района. Внизу подпись того самого и. о. начальника Кербулакского РОП А.С. Майкебаева, которому я предоставила доказательства. Видимо, они растворились в воздухе.

По версии полиции, все чисто: китайцев нет, за рулём казахи, проверки проводятся ежедневно. Тогда кто же были те люди, которых я засняла на видео?

Думаю, уместно будет и здесь опубликовать вопросы, на которые должны ответить уполномоченные органы:

  • Приглашал ли завод ALACEM иностранных работников с 1 января по 31 декабря 2025 года?
  • Если приглашал, то на каких условиях: по какой квоте, на какие специальности и на какой срок?
  • Есть ли в списке профессий, по которым выданы разрешения, водители большегрузных машин? И если есть, то в каком количестве?
  • Имеет ли право инвестор привозить водителей из Китая, если в Кербулакском районе и в целом в Казахстане достаточно местных специалистов?
  • Если же их действительно нет, то кто и каким образом устанавливает этот факт?

Не исключено, что иностранцы приехали как туристы и начали работать нелегально. Это прямая зона ответственности миграционных служб и акимата области Жетысу. Закон «О миграции населения» и Трудовой кодекс РК чётко регулируют порядок привлечения иностранной рабочей силы, и нарушение этих норм — это не мелочь, а уголовная и административная ответственность.

Речь идёт не о рядовых рабочих стройки, а о водителях многотонных грузовиков. Это вопрос не только трудового законодательства, но и безопасности на дорогах.

Читайте также:

Лента новостей

все новости