Трейдеры сообщили, что нефтепровод КТК (Казахстанский трубопроводный консорциум), по которому из Казахстана на мировые рынки транспортируется 1,2% мировой нефти, столкнулся с проблемами из-за российских санкций. Покупатели избегают казахстанской нефти из-за смеси с российскими сортами и загрузки из российского порта.

Пять трейдеров, поговоривших с изданием Reuters на условиях анонимности, заявили, что КТК экспортирует нефть из российского порта Новороссийска и смешивает её с другими сортами, что отпугивает большинство покупателей и затрудняет страхование судов.

Алмас Чукин, независимый экономист, член Совета Директоров Visor Kazakhstan, выступая на финансовом саммите CFO SUMMIT, прокомментировал ситуацию вокруг КТК. По словам Чукина, 90% казахстанской нефти экспортируется через КТК, а это международный консорциум, в котором Россия владеет 24% акций.

По мнению экономиста, главная проблема не в КТК, а в том, что когда заканчивается трубопровод, нефть грузят в танкеры, а танкеры выходят из российского порта. И как раз их, как подметил экономист, компании не хотят страховать.

«Я думаю, что это очень плохая новость, но разобраться в проблеме можно. Найти других страховщиков, найти другие пути. И потом, мировой рынок – это не пять покупателей, как сказано в новости. В конце концов, можно попробовать договориться с дружественным Китаем, чтобы они выкупали грузы с помощью китайских страховщиков», – сказал Алмас Чукин.

Как заявил экономист, один из вариантов решения проблемы – загрузка нефти в цистерны и отправка по железной дороге через Россию в страны Прибалтики. «У нас немного нефти идёт через Азербайджан, там есть свой нефтепровод Баку-Джейхан. Но в этом случае нужно туда через Каспий вести нефть, а у нас нет судов», – отметил Чукин.

Экономист отмечает, что «если ситуация обострится и другие компании будут отказываться от нефти КТК, то Казахстан может лишиться экспортных поставок нефти».

КТК отгружает около 1,2 млн баррелей нефти в сутки, что составляет 1,2% мировых поставок с казахстанских месторождений, разрабатываемых Chevron (CVX.N), Exxon Mobil (XOM.N), Eni и Shell (SHEL.L).

Поделиться: