Эксперты отмечают, что пришло время срочной реконструкции большей части газотранспортной системы страны, сообщает «Ак Жайык».

Износ казахстанских газопроводов составляет более 70%. К ним относятся «Стратегические магистральные газопроводы «Средняя Азия – Центр» и «Макат – Северный Кавказ», по которым казахстанское, туркменское и узбекское «голубое топливо» идет в регионы нашей страны и транзитом через Россию в Европу. Не только сам газопровод, но и компрессорная станция в Макатском районе устарела, не соответствует техническим, экологическим и другим стандартам.

Без помощи правительства здесь не обойтись, так как это вопрос энергетической безопасности.

Напомним, что в конце февраля в связи с разрывом магистрального газопровода на территории России, была остановлена подача газа на путях, проходящих по территории Казахстана. Прекратился транзит российского газа и поставка карачаганакского газа с Оренбургского ГПЗ. Под угрозой в разгар отопительного сезона оказалось газоснабжение Западно-Казахстанской и Атырауской областей.

Как пишет издание, перебоев в подаче голубого топлива удалось избежать лишь благодаря тому, что в Казахстане выстроена комплексная система всего процесса газотранспортировки. Однако из-за того, что срок эксплуатации инфраструктуры уже истек (более 50 лет), ее необходимо менять как можно быстрее, что требует очень больших затрат.

Отмечается, что казахстанский участок магистрали Средняя Азия-Центр был построен в 1967-1986 гг.. Через него осуществляется транзит значительных объемов среднеазиатского газа, транспортируется природный газ – как для внутренних потребителей, так и на экспорт.

По словам первого заместителя директора управления магистрального газопровода Атырау Марата Ещанова, компрессорные станции служат управляющим элементом в комплексе сооружений, входящих в магистральный газопровод.

-Из-за изношенности их дальнейшее использование чревато тем, что может произойти разрыв магистрального газопровода. Наш персонал, несмотря на опасность, работает во благо страны. Однако это не может продолжаться долго. (…) Отказ любого оборудования при транзите газа чреват последствиями: мы не докачаем требуемый объем. Кроме того, не только компрессорная станция, но и сама магистраль уже не соответствует техническим, экологическим и другим промышленным стандартам, поделился опасениями Ещанов.

Конечно, за период эксплуатации газопроводных систем деньги на ремонт выделялись. Однако для полной модернизации этого не хватило. Последняя модернизация компрессорной станции проводилась средствами компании аж восемь лет назад.

— На новых турбокомпрессорных станциях все иначе. Работают американские агрегаты, соответствующие всем современным требованиям. У них высокая пропускная способность. Установлены газодатчики. Максимально безопасно. Меньше шума. Главное – агрегат запускается быстро и отвечает всем нормативным требованиям промышленной безопасности, экологическим требованиям, говорит Ещанов.

Эксперты уверены, что модернизации ГТС Казахстана имеет стратегическое значение, результатом которой будет не только повышение технических характеристик, минимизация экологических воздействий на окружающую среду, но и обеспечение безопасности населения и обслуживающего персонала.

Поделиться: