Одной волной: какие санкции в отношении России уже коснулись Казахстана

cover Коллаж Orda.kz

Казахстан импортировал из России около 40% товаров. Что будет с этими товарами сейчас, когда наш сосед находится под экономическими санкциями, выясняла Orda.kz.

С момента начала спецоперации России в Украине уже более 200 международных компаний приостановили свою работу на её территории. Такие санкции напрямую могут коснуться Казахстана, который импортировал из России около 40% товаров. О том, как изменятся торговые отношения Казахстана и России, окажется ли Китай новой точкой казахстанского импорта и сможет ли Россия использовать Казахстан как транзитную зону для ввоза санкционных товаров, рассказывает Темур Умаров, научный консультант Московского центра Карнеги, эксперт по Центральной Азии и Китаю.

Темур Умаров. Фото с личной страницы в Facebook

Что ждёт Казахстан

Сложно делать прогнозы по Казахстану, учитывая, что мы ещё не до конца представляем, в какой ситуации окажется Россия, какие ещё санкции будут введены и как на это отреагирует российская экономика. Но уже понятно, что ничего хорошего ждать точно не стоит.

На самом деле Казахстан уже чувствует эффект санкций, уже было публичное письмо Каната Копбаева о том, что Казахстан уже страдает и не может импортировать огромное количество товаров, которые раньше он импортировал именно из России. И дело не столько в том, что товары импортируются оттуда напрямую, как в том, что вся логистика, которой Казахстан пользовался, была построена через Россию: она была транзитной зоной для казахстанского импорта. А с тех пор как крупнейшие логистические компании отказались работать или временно приостановили свою работу в России, Казахстан тоже не сможет ничего закупать через её территорию.

Я занимаюсь международным бизнесом уже 20 лет, но такого никогда не видел в своей жизни. Был Крым, была Сирия, и всё это мы как-то пережили, но впервые за всю нашу современную историю мы находимся в ситуации, которую я бы назвал катастрофой для нашей страны.
Как вы все знаете, 90% наших грузов шли через нашего соседа, Россию.
Мы занимаемся отгрузкой продукции через российские порты, и сегодня я осознал всю глубину проблемы, в которой мы оказались.
Сегодня в течение дня все крупные судоходные компании отказались принимать грузы, в том числе и из Казахстана.
Канат Копбаев

Второй эффект, который мы уже наблюдаем, это ослабление национальной валюты. Если вы следите за курсом доллара к тенге, то уже заметили, сколько давали за тенге буквально две недели назад и сколько дают сейчас.

График Orda.kz

Многие эксперты-экономисты давно говорили о жёсткой привязанности тенге к рублю, и действительно, если посмотреть на два графика – курс рубля к доллару и курс тенге к доллару, то вы увидите очень похожую динамику.

График Orda.kz

Есть прогнозы о том, что валюта в этом году девальвируется, возможно, до 500 тенге к доллару. Это, естественно, скажется на инфляции. Смотрим на прогнозируемую инфляцию в России (а мы от этого и отталкиваемся): Центробанк установил показатель ключевой ставки в 20%, а это значит, что инфляция в Казахстане, скорее всего, тоже начнет расти. И официально речь пока ид`т о 9%, но реально инфляция может достигнуть и 15%.

Импорт товаров

В повседневной жизни нас волнует импорт товаров повседневного спроса. Компании, которые ввели санкции в России, в Казахстане работать не перестали – они перестали работать с российским рынком, поэтому напрямую Казахстана это, конечно, не косн`тся. Но тут важно понимать, что заводы, которые всё это производили, зачастую находились на территории России и работали на всё пространство СНГ, и поэтому Казахстан тоже косвенно может быть затронут этими санкциями.

Большинство международных компаний, которые выходили на рынок России, автоматически смотрели на рынки Казахстана и Беларуси, потому что это Таможенный союз, никаких пошлин нет. Конечно, надо смотреть по каждому товару отдельно, но большинство компаний действовали именно таким образом: какой-нибудь стиральный порошок производился в России, а потом отгружался в Казахстан.

Точно знаю про рынок автомобилей: китайские производители собирали автомобили в России и потом отгружали их в Беларусь и Казахстан. Такая схема работает для многих международных корпораций, которые смотрели на Россию, Беларусь и Казахстан и в целом на страны ЕАЭС как на единый экономический субъект. Зачем в каждую из этих стран вкладываться в производственные цепочки, налаживать поставку ресурсов и первичных материалов, если можно это сделать в одном месте и потом просто всё перевезти.

Это, с одной стороны, большой минус: получается, что, если эти компании уходят из России, автоматически они уходят даже не только из Казахстана, но с рынка ЕАЭС. С другой стороны, это может побудить некоторые компании передислоцироваться и, например, вместо российского центрального офиса расположить свой офис в Казахстане и оттуда уже заниматься дистрибуцией своих товаров в другие страны ЕАЭС.

Насколько это рабочая схема и насколько возможно будет вычленить Россию из этого экономического пространства – вопрос. Пока что много чего непонятно, но я думаю, в ближайшие месяцы мы увидим, как компании будут действовать, чтобы остаться в других странах ЕАЭС, но при этом не существовать в России. 

Ну и ещё одним потенциальным последствием санкций может оказаться то, что Казахстан не сможет импортировать технологии и продукты машиностроения, которые он ввозил раньше из России, потому что внутри самой России сейчас будет с этим дефицит. Российская промышленность на 80% зависела от импортных запчастей, а сейчас, можно сказать, всего этого нет, и России остается всё то, что она импортировала до введения санкций.

Большой вопрос, сможет ли она сама себя обеспечить, и уж точно ещё больший вопрос – сможет ли она продолжать экспортировать эти товары в другие страны, в том числе в Казахстан. Это скажется на всём, кроме нефтяной промышленности: Россия закупала нефтеперерабатывающие технологии, а не производила сама, так что в этом Казахстан от неё независим.

Но, например, аграрному сектору придётся тяжело, так как там использовались российские комбайны, машины и прочая техника. Поэтому Казахстан будет сейчас вынужден активно искать рынки для замены всех товаров, в которых страна зависела от России. В первую очередь на ум приходит Китай.

Что ждёт Китай

Но Китай не особенно спасает, потому что он всё ещё закрыт. С поставками из Китая до сих пор существуют перебои, но это ещё последствия пандемии. Китай всё ещё придерживается политики нулевой терпимости к коронавирусу, поэтому Казахстану сейчас вдвойне сложно, потому что с одной стороны от него – санкции, с другой – ковид.

И в целом вопрос с Китаем большой, потому что существует ЕАЭС, а это всё-таки беспошлинная торговля. С Китаем же всё не так просто, существуют пошлины, таможенные ограничения, и Россию всё ещё сложно заменить Китаем. Те же налаженные поставки продуктов машиностроения, которые Казахстан поставлял из России.

Представьте себе завод, который работает на российском оборудовании. Вы последние десятилетия закупали запчасти из России, оттуда приезжали эксперты, специалисты обучали тысячи ваших работников, показывали, как на этом заводе всё работает, а теперь вы не можете закупать запчасти, чтобы поддерживать завод в рабочем состоянии. Но вы при этом не можете взять и заказать запчасти из Китая, потому что там другие стандарты, там нет российского ГОСТа, специалисты другие и всё работает по-другому. Переориентироваться в промышленности с одного на другое довольно сложно.

Что ждёт Россию

Может ли Казахстан сейчас превратиться в такой хаб, куда россияне будут приезжать и покупать тут сникерсы или «Нутеллу»? Да, Казахстан может эти товары импортировать через страны Кавказа или азиатские страны, но это не отменяет того, что в России это всё будет продолжать находиться под санкциями, и, соответственно, это нельзя будет ввезти в Россию в больших масштабах. Если вы привезете десять банок «Нутеллы» в чемодане, вас, конечно, никто не остановит, но в оптовых масштабах это будет сделать невозможно.

Понятно, что Казахстану понадобится время, чтобы закупать это всё не в России, а в других странах, надо будет налаживать связи с другими логистическими компаниями. Это будет дороже, но это будет возможно. В России всего этого просто не будет.

Анна Фимина


Комментируй, делись мнением у нас в Facebook!

Получай оперативные новости дня в свой смартфон: подпишись на Orda.kz в Telegram.


Лента новостей

все новости