Казахстан и туризм - потенциал не раскрыт: сколько заработали гостиницы за полгода

cover фото pixabay.com

Взлетевшие цены на отели, авиабилеты и обещанный туристический кэшбэк, перспективы и проблемы туризма обсудили в Алматы

В Алматы подвели итоги V международного гостиничного форума. В этом постпандемийном году он привлек наибольшее число участников. Говорили о восстановлении отрасли после коронавируса, а также проблемах развития внутреннего туризма. Из хороших новостей - казахстанцы открыли для себя родную страну. Из-за трудностей с выездом за границу продолжается рост внутреннего туризма. О проблемах спрашивали представителей местных туристических ведомств.

Цены на гостиницы

После начала мобилизации в России казахстанцы оказались обездвижены - цена на авиабилеты даже внутри республики взлетели вверх, ЖД и автобусные билеты смели в кассах, свободные номера в гостиницах и посуточных квартирах - тоже. Были номера только по заоблачным ценам. Как выяснилось, никакого контролирующего органа, который может хоть как-то сдержать цены на гостиницы, в Казахстане нет. Об этом сказал Бауыржан Пазылхайыр, заместитель директора Туристского информационного центра города Алматы Visit Almaty.

"По данным Бюро нацстатистики, в первом полугодии средняя цифра заполняемости отелей в Алматы была 38,4%. С конца июня цифра подскочила до 80%, с августа 90%. В первом полугодии гостиницы делали скидки, сейчас отменены даже корпоративные скидки. Мы не можем ничего контролировать", - заявил он.

Тимур Кожубеков, Алексис Деларофф, Ана Абрамишвили, Мансур Шах, Бауыржан Пазылхайыр , фото Orda.kz

Директор Департамента реализации системных мер АО «НК «Kazakh Tourism» Тимур Кожубеков подтвердил эти слова, отметив, что его ведомство проводит работу по увеличению мест для постояльцев с 205 тысяч сейчас до 220 тысяч в 2025 году.

"Это конкурентная среда. Там, где есть спрос, возникает соответствующая ценовая политика. Не стоит забывать, что цены формируются рынком. Какие меры может принять государство - мы можем субсидировать отдых внутри страны", - отметил Кожубеков.

Для увеличения номерного фонда пытаются привлечь частных инвесторов. Государство, по словам представителя "Kazakh tourism", готово оказывать меры поддержки. В частности, это возмещение расходов на строительство отелей в размере 10%, льготное кредитование, инвестиционные преференции. Если инвестор готов вкладывать не менее 200 тысяч МРП, 600 млн тенге - государство готово предоставить ему преференции.

При этом, сейчас приход каких-то крупных мировых сетей в Казахстан не ожидаются. На бизнес-активность в этой отрасли отрицательно повлияла пандемия. Так французская сеть отелей Accor, которая уже несколько лет работает в Казахстане, ищет инвесторов для строительства гостиницы международного уровня в Семее. Как отметил Алексис Деларофф, операционный директор Accor в
странах СНГ, Казахстану надо создавать не только отели, но и объекты, которые будут привлекать туристов из-за рубежа и станут центрами притяжения. Он считает, что внутренний туризм из-за колоссальных размеров страны все равно будет развиваться вокруг крупных городов, когда казахстанцы станут выезжать и отдыхать в ближайшие пригороды.

Туристический кэшбэк

Упростить путешествия внутри страны должен недавно объявленный туристический кэшбэк. Однако в ближайшее время его ждать не стоит. Проблема в бюрократических формальностях.

"Для его реализации нужны изменения в закон о туристической деятельности, которые должны пройти через мажилис. Я уверен, что при поддержке депутатов и правительства мы сможем внедрить кэшбэк, но по срокам ничего не могу сказать. Мы озвучивали предложение на заседании правительства с участием премьера Смаилова и получили одобрение", - сказал представитель «Kazakh Tourism» Тимур Кожубеков.

Программа будет распространяться на весь внутренний туризм и на тех, у кого есть вид на жительство в Казахстане. Пока в стране работает программа Kids go free, по которой дети по стране летают бесплатно.

"Мы проанализировали, что по этой программы до трети расходов семьи государство берет на себя. За счёт субсидий авиабилетов, мы получаем доступность семейного отдыха. Программой воспользовались пока 600 семей", - сказал Кожубеков.

Если взять все население Казахстана - 19 миллионов человек, цифра кажется мизерной. Заработает ли программа в полную силу, покажет время.

Цены на авиабилеты

От поездок внутри республики казахстанцев часто отпугивает не только уровень сервиса, но и стоимость авиабилетов. Как отметил представитель "Kazakh tourism", его ведомство, как и другие госорганы повлиять на это не могут.

"Мы не уполномоченный орган, чтобы влиять на перевозчиков. Этим занимается Комитет гражданской авиации и Министерство индустрии и инфраструктурного развития. Ценообразование, это все-таки прерогатива предпринимателей. Государство может только субсидировать. Насколько мне известно, за прошедший сезон государство выделяет средства на субсидирование определенных рейсов, до Алаколя, например", - заявил Кожубеков.

Высокую стоимость билетов до Казахстана отметил и гость из Пакистана - старший вице-председатель Ассоциации отелей страны Мансур Шах. Он отметил, что еще 30 лет назад на туристической карте мира не было такой страны как Турция. Страна выстрелила во многом благодаря работе национального авиаперевозчика Turkish Airlines, которая существенно снизила цены на билеты и фактически "привезла" туристов. Такая же ситуация была и в Объединенных Арабских Эмиратах. В итоге, благодаря созданию крупных авиакомпаний и пересадочного узла, ежегодно миллионы туристов посещают бывшую пустыню.

Россияне в Казахстане

Представитель "Kazakh tourism" видит большой туристических потенциал в новых жителях Казахстана. По мнению Кожубекова, они рано или поздно захотят путешествовать по Казахстану. Потенциал есть и в приграничных территориях, куда россияне теперь часто направляются не только на отдых, но и за покупками.

Успех туристической привлекательности страны кроется и в сервисе, отметила заместитель генерального директора Института гостиничного менеджмента Грузии Ана Абрамишвили. Важно, чтобы люди, побывав однажды в стране, захотели вернуться снова.

"На мой взгляд, ключ к развитию отрасли кроется в подготовке молодых специалистов. Безусловно, Казахстан обладает огромным потенциалом для высочайшего уровня сервиса, предоставляемого клиентам в гостиничном бизнесе. Для полного раскрытия и увеличения потока иностранных туристов важно подготовить специалистов этой отрасли", - отметила гостья из Грузии.

68 млрд тенге - объем оказанных гостиницами Казахстана услуг за 6 месяцев. По итогам полугодия допандемийного 2019 года цифра составила 50 млрд тенге. Рост составил более 30%.

Комментируй, делись мнением у нас в Facebook!

Получай оперативные новости дня в свой смартфон: подпишись на Orda.kz в Telegram.

Лента новостей

все новости