Казахстан и Кыргызстан на пороге торговой войны

cover Фото: gov.kz

Казахстан намерен с 1 июля ввести запрет на выпуск в обращение продукции, которую сертифицировали или лицензировали в Кыргызстане. С чем это связано и грозит ли Казахстану экономический конфликт с соседним государством, разбиралась Orda.kz.

Тревожная серость

Претензии к кыргызстанским лабораториям, оформляющим лицензии и сертификаты, возникли у Министерства торговли и интеграции РК. В комитете технического регулирования отметили, что в Кыргызстане зачастую оформляют лицензии с нарушениями, а законодательство соседней страны не предусматривает ответственность за выдачу «серых» сертификатов.

Проект постановления об ограничении на ввоз продукции, лицензированной в Кыргызстане, сейчас обсуждается на портале «Открытые НПА». В пояснительной записке к документу отмечается, что из 109 458 документов, оформленных в Кыргызстане за 2022 год, казахстанским заявителям выдали 41 623. В 2023 году заявители из Казахстана получили 59 677 документов в Кыргызстане.

Оценка качества в лаборатории
Анализы в лаборатории, фото pixabay.com

То есть около 40 % лицензий в Кыргызстане получают казахстанские фирмы — и во многих случаях речь идёт о так называемых «серых» сертификатах. Только за 2023 год аннулировали более 300 «серых» сертификатов, выданных в Кыргызстане.

«В интернете размещаются объявления о продаже деклараций/сертификатов (оформляются через органы страны) за короткий срок (один-два дня) от 10 тысяч тенге без проведения испытаний, формальная регистрация и внесение данных в реестр», — говорится в пояснительной записке к проекту постановления.

Проще говоря, несовершенство системы сертификации в Кыргызстане даёт лазейку бизнесменам, которые хотят производить некачественную продукцию, продавать её по «серым» лицензиям и не нести за это ответственность.

«Надо навести порядок»

Проблема с «серыми» сертификатами, которые массово выдают в Кыргызстане, — не новая. Ещё в 2022 году депутат Мажилиса Дюсенбай Турганов обращал на неё внимание и указывал, что для решения этой проблемы требуется принять комплекс срочных мер.

«Причин здесь несколько. С одной стороны, множество предложений иностранных органов по сертификации о выдаче таких документов в кратчайшие сроки, без проведения испытаний и других обязательных процедур. С другой стороны, отсутствие должного мониторинга „серых“ иностранных сертификатов и проведения госнадзора, преждевременный переход на цифровую сертификацию до её правового урегулирования на уровне ЕАЭС», — считает Дюсенбай Турганов

С того момента прошло почти полтора года, но меры так и не приняли, проблема не решена.

Заполнение сертификата
Заполнение сертификата, фото pixabay.com

Казахстанский политолог, директор Института евразийской интеграции Уразгали Сельтеев говорит, что претензии Казахстана к работе кыргызстанских лабораторий по лицензированию справедливы:

«Претензии с казахстанской стороны — обоснованные, поскольку Кыргызстану действительно надо навести порядок с выдачей сертификатов в части соблюдения качества необходимых испытаний. Возможно, в таких процессах присутствует и коррупционный фактор — с учётом информации, которую предоставляет наше министерство торговли о том, с какой периодичностью и динамикой выдают эти сертификаты в Кыргызстане. Вообще, конечно, это вопрос, который должна урегулировать, в том числе, Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) как исполнительный и регулирующий орган функционирования ЕАЭС».

То, что пора разбираться с «серыми» сертификатами, очевидно. Вопрос в том, как на действия казахстанской стороны может отреагировать Кыргызстан, заинтересованный в сбыте своей продукции. В некоторых телеграм-каналах уже появились предположения, что запрет на сбыт лицензированной в КР продукции якобы связан с намерением Казахстана расширить торговлю с другими странами. Кыргызстанские фермеры, активно поставляющие свой товар в Казахстан, явно встревожены перспективой торговых ограничений.

Без лишних эмоций

Претензии казахстанских госорганов к товарам, лицензированным в Кыргызстане, вряд ли ухудшат отношения между двумя странами и не приведут к экономическому конфликту, считает политолог Уразгали Сельтеев:

«Что касается какой-то политической подоплёки, вряд ли она будет иметь место в обострённой форме. У нас разные ситуации возникали с Кыргызстаном, в том числе и по соблюдению фитосанитарных норм, но все они заканчивались определённым урегулированием. Надо понимать, что в первую очередь Бишкек должен быть заинтересован в разрешении данной проблемы в позитивном русле».

Госорганы Кыргызстана уже дали понять, что настроены решать проблему совместно с казахстанскими коллегами. Министр экономики и коммерции Кыргызстана Данияр Амангельдиев сообщил 24.kg, что страны разработали и приняли совместный план в области технического регулирования. Сейчас официальный Бишкек работает над тем, чтобы ужесточить процесс лицензирования и вести его только через единый уполномоченный орган — Кыргызстандарт. Это должно сократить число недобросовестных лабораторий, выдающих «серые» сертификаты.

Сотрудничество Казахстана и Кыргызстана
Сотрудничество Казахстана и Кыргызстана, фото gov.kz

В то же время Данияр Амангельдиев призывает Казахстан не вводить в силу постановление, ограничивающее импорт лицензированных в КР товаров:

«Это ни к чему хорошему не приведёт. Будет страдать бизнес обеих стран. Кроме того, этот проект постановления может расцениваться как препятствие, имеющее признаки барьера».

По мнению политолога Уразгали Сельтеева, Казахстан и Кыргызстан вполне способны решить сложившуюся ситуацию без лишних эмоций и совместно положить конец «серой» сертификации, не ущемив ничьих интересов:

«Надо решать этот вопрос конструктивно, в том числе без эмоциональных выпадов в публичном поле. Информации об этом мало, но вроде бы уже есть некий совместный план мер с обеих сторон по борьбе с недобросовестными субъектами аккредитации. Почему Астана предъявляет эти претензии? Просто потому что хочет, чтобы со стороны Бишкека был наведён порядок в данном направлении. Всем нужна качественная и безопасная продукция».

Читайте также:

Лента новостей

все новости