Казахстан готов строить железные дороги для талибов в Афганистане

cover Фото: Primeminister.kz

Строительство железных дорог в Афганистане и возможное развитие авиасообщения с этой страной обсудил вице-премьер Казахстана Серик Жумангарин во время встречи с представителями движения «Талибан». С кем и о чём он вёл переговоры, рассказывает Orda.kz.

Что Казахстан собирается делать в Афганистане?

По информации пресс-службы правительства РК, Серик Жумангарин побывал в Афганистане 24 апреля. Он встретился с представителями «Талибана», который сейчас контролирует страну — «вице-премьером» Абдулом Гани Барадаром, «главой МИД» Амиром Муттаки и «министром торговли» Нуриддином Азизи. Главной темой этих встреч стало расширение транспортных возможностей.

В частности, Серик Жумангарин заявил, что Казахстан готов участвовать в проектах по развитию трансафганского транспортного коридора. Казахстанская сторона согласна принять участие в строительстве железных дорог Термез — Мазари-Шариф — Кабул — Пешавар и Герат — Кандагар — Спин-Булдак.

Встреча Серика Жумангарина с талибами
Встреча Серика Жумангарина с талибами. Фото: Primeminister.kz
«Проект даст возможность сократить время доставки грузов между странами региона почти в 10 раз, а также снизить стоимость перевозок грузов. Казахстан готов принять участие в строительстве трансафганской магистрали посредством поставок материалов для верхнего строения ж/д пути, шпал и скреплений собственного производства», — говорится в официальном пресс-релизе правительства.

Г-н Жумангарин также обсудил с талибами возможность возобновления авиасообщения между Казахстаном и Афганистаном. У авиаперевозчиков двух стран есть право выполнять по три регулярных пассажирских или грузовых рейса в неделю. Казахстан готов рассмотреть такую возможность, если получит заявки от афганских авиакомпаний, заявил вице-премьер.

Вместе с Сериком Жумангариным в Афганистане побывали представители НК «КТЖ», которые рассказали о создании нового экспортного маршрута из Казахстана через Узбекистан, Афганистан и Пакистан до ОАЭ. По этой схеме из РК будут экспортировать алюмосиликатные микросферы — фактически это отходы угольных ТЭЦ, которые применяют в строительстве, сельском хозяйстве и других отраслях.

По оценкам правительства РК, в ближайшие годы Казахстан может увеличить экспорт в Афганистан на 40 %, а к 2030-му собирается втрое нарастить объём перевозок через эту страну.

С кем встречался Жумангарин?

Биографии представителей «Талибана», с которыми Серик Жумангарин вёл переговоры об экономическом сотрудничестве, весьма примечательны. Нынешний «вице-премьер» Афганистана мулла Абдул Гани Барадар — известный полевой командир, один из основателей «Талибана» и его фактический лидер до 2021 года. Когда-то он воевал против советских войск, впоследствии организовывал тренировочные лагеря и планировал нападения на иностранцев, более трёх лет провёл в пакистанской тюрьме, а теперь стал одним из первых лиц в стране.

Встреча Серика Жумангарина с талибами
Встреча Серика Жумангарина с Абдулом Гани Барадаром (в центре справа). Фото: Primeminister.kz

«Министр иностранных дел» Афганистана Амир Хан Муттаки — не менее интересная личность. Он один из первых членов движения «Талибан», после первого захвата власти талибами в Афганистане руководил Министерством информации и культуры, а затем Министерством образования. После ввода американских войск руководил комиссией, которая переманивала на сторону талибов чиновников из официального правительства. Возглавлял делегацию «Талибана» на переговорах с США. Сейчас отвечает за внешние связи правительства талибов.

Встреча Серика Жумангарина с талибами
Серик Жумангарин пожимает руку Амиру Муттаки. Фото: Primeminister.kz

«Министр торговли» в талибском правительстве Афганистана Нуриддин Азизи — менее известная персона. Его семье приписывают связи с пакистанской разведкой, а ему самому — наличие прибыльного бизнеса и значительной собственности в Пакистане. Именно Нуриддин Азизи должен будет представлять талибов на международном форуме в Астане, который планируют провести в июне.

Встреча Серика Жумангарина с талибами
Нуриддин Азизи (в центре). Фото: Primeminister.kz

Почему Казахстан ведёт дела с «Талибаном»?

«Талибан» совсем недавно, в январе 2024 года, исключили из списка запрещённых в Казахстане экстремистских и террористических организаций. Хотя ещё в августе 2023 года МИД сообщал, что пересматривать статус талибов в Казахстане не планируют, это решение приняли молниеносно — согласовали в конце 2023-го, а в середине января оно уже вступило в силу.

По словам представителя МИД РК Айбека Смадиярова, «Талибан» исключили из списка запрещённых организаций «в соответствии с практикой ООН». В связи с этим в стране теоретически могут реабилитировать осуждённых за сотрудничество с талибами или за попытки завербоваться в движение.

«Талибан» в Казахстане разрешили: выйдут ли теперь на свободу его сторонники?

Казахстан ранее подчёркивал, что заинтересован в демократическом пути развития Афганистана. Но «Талибан» после исключения из списка запрещённых не стал более терпимым. Не далее как в конце марта лидер «Талибана» в эфире афганского телевидения заявил, что в стране вернутся к практике публичной порки и побивания женщин камнями за супружеские измены. Права женщин в Афганистане после прихода талибов к власти значительно ограничены — сами представители движения считают, что «представляют Аллаха» и не собираются отказываться от максимально жёсткой трактовки исламских норм.

Есть подозрения, что «Талибан» не отказался и от своих амбициозных планов по расширению сферы влияния за счёт других стран Центральной Азии. В 2022 году СМИ сообщали, что в Кабуле администрация талибов установила огромный глобус, на котором границы Афганистана оказались существенно расширены. В этой «альтернативной реальности» у Афганистана появилась общая граница с Казахстаном, который утратил половину своей территории в пользу «исламского эмирата». Создатели глобуса оправдывали свои игры с географией тем, что хотели «сделать страну на карте более заметной».

Сотрудничество между Казахстаном и правительством талибов остаётся очень неудобным вопросом, который в МИД и других государственных ведомствах комментируют весьма неохотно.

Читайте также:

Лента новостей

все новости