Казахи послали в Москву атомический бомбоотражатель и 500 домбр

cover

31 мая из Алматы в Москву отправились детали первого атомического бомбоотражателя и пять сотен домбр. Так арт-группа ORTA готовится к участию в фестивале «Noname» в Центре имени Мейерхольда, где казахстанцы будут хедлайнерами, выступая в три заключительных дня.

Orda.kz узнала у режиссёра Рустема Бегенова и актрисы Александры Морозовой, сооснователей ORTA, все подробности.

Фестиваль «Noname-2021» открывается 1 июня в московском ЦИМе, которому в этом году исполняется 30 лет. В три заключительных дня, 11-13 июня, центр будет «оккупирован» казахстанскими артистами. Они откроют инсталляцию-выставку достижений Новой Гениальности «New Genius Qazaqstan», а сцена ЦИМа превратится в первый атомический бомбоотражатель по проекту художника Сергея Калмыкова. В этом году 130-летие со дня рождения гения.

Пожалуй, максимум, который знают казахстанцы о Калмыкове, – это то, что он жил в Алматы, работал в театре оперы и балета имени Абая, считался городским сумасшедшим и оставил после себя множество картин, которые сначала были никому не нужны, но затем резко возросли в цене.

ORTA уже несколько лет разрабатывает творчество Калмыкова. И дзен-феерия «Первый Атомический Бомбоотражатель» – очередной проект арт-группы, сделанный специально для «Noname-2021». Там состоится премьера, там же пройдут и единственные показы.

ORTA – это режиссёр Рустем Бегенов, актриса Александра Морозова, художник Александр Баканов, медиа-художник Сабина Куангалиева и фото- и видеодизайнер Дарья Джумеля. В «Первом Атомическом Бомбоотражателе» к ним присоединяются пианист Нургуль Нусипжанова и диджей Acell.

Мы встретились с Александрой и Рустемом прямо в бомбоотражателе, вернее, в его макете, дабы узнать, что это такое и как влияет на человека.

Orda.kz: Итак, мы внутри первого атомического бомбоотражателя…

Рустем Бегенов: На самом деле это модель в соотношении примерно один к двум. Материалы те же, но в Москве, в зале ЦиМа его высота будет семь метров, а диаметр 15. Сейчас диаметр где-то девять метров, а высота – четыре.

Orda.kz: Что же такое атомический бомбоотражатель?

Рустем Бегенов: Это изобретение выдающегося художника и изобретателя Сергея Калмыкова. Он жил в Алма-Ате с 1935 года до своей смерти в 1967-м. В городском архиве сохранились его рукописи, идеи…

Александра Морозова: Впервые я узнала о Сергее Калмыкове в 18 лет на выставке, посвящённой его 110-летию. И меня тогда поразили цитаты. «Я главный художник земного шара, космоса и его окрестностей». Прошло много лет, и как-то Рустем говорит: «А знаешь ли ты Калмыкова? Может быть, сделаем по нему следующий спектакль?» Мы стали искать информацию и прошли долгий путь: отправились в музей имени Кастеева, там сказали, что где-то есть его книги и рукописи, и мы, наконец, дошли до нашего замечательного архива, где лежит огромное количество рукописей Калмыкова, которыми за тридцать лет интересовалось примерно шесть человек.

Он пишет про себя: «У Сергея Калмыкова есть две оси: одна литературная, другая художественная». И получилось, что половину человека мы не знаем. Мы стали работать с литературной половиной Калмыкова, и она свела меня с ума. Я действительно чувствовала поток энергии. «Я – гений! Я величайший человек в истории. Мой друг Леонардо да Винчи, мы с ним гуляли, мы добываем золотые нити, атомический бомбооотражатель». Даже не знаю, как это описать, но в меня вселилась безумная энергия. Мы стали плотно работать с текстами Калмыкова, и оттуда берём очень много названий, идей.

Рустем Бегенов: Атомический бомбоотражатель – это агрегат, превращающий разрушительную энергию в созидательную. По своей сути он является реактором. Мы вбрасываем сюда элементы, и дальше происходит реакция. Разрушительной энергии сейчас очень много и надо её преобразовывать в созидательную. В этом реакторе у нас есть драматическое вещество, которое «выделяет» Александра, есть три выдающихся текста – «Вопросы для дзен-настройки» Джона Кейджа, американского изобретателя и композитора, известного, прежде всего, своим произведением «4’33”», поэма-мистерия «Человек с расшатанными нервами» самого Калмыкова – текст о сложности взаимодействия искусства и обыденной жизни и текст Чжуан-цзы – древнекитайская притча о том, что нужно созерцать и ничего не делать, и тогда вещи станут самими собой.

Как это работает? Сюда, внутрь бомбоотражателя приходят зрители, сто человек, они облачаются в специальные костюмы из бумаги, которые мы сделали, садятся в специальные кресла. Внутри они получают драматическое вещество, литературное вещество, кроме того, у нас есть пианист Нургуль Нусипжанова, которая сопровождает происходящее произведениями Чайковского, Рихтера, Дебюсси. То есть, это если не театр, то оммаж театру.

В кульминационной части мы будем делать практику, которая называется прославление. Мы называем эту часть «Хрупкий оркестр». Всем зрителям раздадим специально изготовленные домбры. И у нас получится большой оркестр из ста домбр, который будет петь прославление каждому пришедшему человеку. Это очень важная часть, основу которой составляет песня «Дударай». По окончании зрители оставят домбры себе – как символ того, что гениальность можно практиковать, где бы ты ни был, с кем ты ни был, и в какой бы ты ни был ситуации.

Orda.kz: Как я понял, «Первый Атомический Бомбоотражатель» будет показан только в Москве?

Рустем Бегенов: Да. И здесь, по сути, мы совершаем потлач. Что это? Потлач – феномен североамериканских индейцев, близкий нам. Раз в год индейцы соревновались в том, кто сделает самый щедрый подарок, самое большое пожертвование. Они могли расстаться со всем своим имуществом. Например, были зажиточные люди, которые после потлача оставались нищими. Один говорил: «Я подарю весь свой табун лошадей». Другой отвечал: «А я отдам сундук золота». Возможно, здесь происходила отвязка от материального. Мне кажется, некоторые вещи в казахской культуре – это абсолютный потлач. И когда, например, мы ругаем обычай делать роскошные свадьбы, то, может быть, в нём заложен какой-то глубокий древний смысл, который мы не знаем, а нам кажется, что это ерунда.

В нашем проекте потлач выражается в том, что всё делается ради одного фестиваля. Мы хотим бесконечного обновления, мы не можем остановиться и сказать: «Сделали проект, теперь давайте постоянно его показывать». Мы называем «Первый Атомический Бомбоотражатель» цитатой из Калмыкова – «Полоса бессмертия». Кажется, в 1964 году он написал: «Я утром шёл и понял – я вступил в полосу бессмертия». В какой-то степени это и сопротивление капитализации. Не так, что сделал хит и начинаешь на нём выезжать. Нет, только дальше и дальше.

Orda.kz: Что вы ждёте от зрителей? Каких преобразований?

Рустем Бегенов: Наша цель – распространение теории Новой Гениальности. Мы эту идею разработали и продолжаем разрабатывать из текстов Калмыкова. Высшая идея – надо делать максимум, который ты можешь.

Что касается зрителей, понятно, что кому-то понравится, кому-то нет, а кто-то скажет «Ой, да я ничего не понял, пойду пить кофе». Конечно, если нас хвалят – это очень приятно, если нас ругают – очень обидно. Это нормально. Но реакция – не цель того, что мы делаем. Самое лучшее, когда люди говорят: «Класс, хочу с вами». Это и есть теория Новой Гениальности.

Кроме показов «Первого Атомического Бомбоотражателя» в ЦиМе, 7 июня в Электротеатре Станиславский ORTA проведёт презентацию книги Сергея Калмыкова «Первый том Романа в тысячи томах» и первый конгресс по новой гениальности с участием нескольких философов и режиссёров.

А перед показами в Центре имени Мейерхольда зрители смогут познакомиться и с выставкой достижений Новой Гениальности «New Genius Qazaqstan». В её центре – проект Александры Морозовой «Священные экспозиции». Во время ковидного карантина актриса увлеклась традиционным казахским способом вышивки крючком – бiз кесте – и на протяжении года создавала полотна с жизнеутверждающими цитатами Калмыкова. В результате получилось около 50 произведений с пророчески-гениальными текстами художника.

Кроме «Священных экспозиций», на выставке, оформление которой выполнено Александром Бакановым, будут представлены проекты «Видеобиблия Абай» Института Реального Абаеведения, «Видимое проявление высшего измерения» Дарьи Джумеля, «ФУТУРОСТАН» Сабины Куангалиевой и «Институт Ментальных Облачных Технологий БУЛТ» Асель Шалдибаевой.

Лента новостей

все новости