Какова готовность нормативной правовой базы Казахстана к строительству АЭС?
Ни угольные, ни газовые, ни возобновляемые источники энергии не могут заменить базовую генерацию в стране. Об этом заявили энергетики и другие эксперты ядерной физики на специальном семинаре в Алматинском университете энергетики и связи им. Г. Даукеева, передаёт корреспондент Orda.kz
Генеральный директор Союза инженеров-энергетиков РК Марат Дулкаиров напомнил, что Казахстан должен прийти к углеродной нейтральности уже в ближайшие десятилетия.
«На сегодня ситуация сложилась таким образом, что альтернативы никакой нет – только строительство АЭС», – сказал энергетик.
Стране для покрытия дефицита базовой мощности необходимо строительство АЭС как минимум с двумя блоками мощностью от 1000 до 1400 МВт. Кроме того, нужны две тысячи специалистов для работы на ней, отметили специалисты.
«Строительство АЭС окажет мультипликативный эффект в развитии страны. Прогнозируется рост научно-технического и высококвалифицированного кадрового потенциала страны. Потребуется создание новых рабочих мест при строительстве до восьми тысяч и качественных кадров до двух тысяч на период эксплуатации. Как это принято в отрасли, одно рабочее место при сооружении АЭС создает ещё десять в смежных отраслях экономики. Планируется снижение выбросов парниковых газов до 10 млн тонн в год при развитии локальной промышленности и комплексное использование потенциала собственной топливной базы», – сказал генеральный директор «Казахстанские атомные электрические станции» Тимур Жантикин.
Он добавил, что одна АЭС обеспечит надежное энергоснабжение потребителей в течение более 60 лет.
База есть, однако
А что насчёт готовности нормативной правовой базы? На этот вопрос ответила генеральный директор Научно-технического центра «Безопасность ядерных технологий» Ирина Тажибаева. Из необходимых условий развития атомной энергетики и ядерных технологий эксперт выделила:
- соблюдение принципов ядерной, радиационной и ядерной физической безопасности;
- наличие регуляторной базы, независимого регуляторного органа;
- соблюдение международных принципов и Соглашений;
- компетентные специалисты (подготовка и переподготовка);
- использование накопленного опыта и знаний, принцип преемственности поколений.
«Регуляторная база есть, но нуждается в совершенствовании. К примеру, в настоящее время нет общего перечня НПА в области использования атомной энергии – для каждого объекта использования атомной энергии применяется индивидуальный подход. Связано это с тем, что многие из документов разработаны и утверждены в Советском Союзе или Российской Федерации, и их действие распространено на Казахстан именно для конкретной установки. КАЭНК МЭ РК как регулирующий орган согласовывает перечень и даёт разрешение на применение НПА отдельно для каждой установки/объекта. Для планируемой к сооружению АЭС целесообразно частично согласовать регуляторные документы потенциальных поставщиков реакторных технологий (вендоров)», – сказала Тажибаева.
Она добавила, что расширить нормативную базу придётся значительно. По её мнению, в полный перечень НПА, используемых при создании АЭС, в обязательном порядке должны быть включены документы МАГАТЭ. А для успешной реализации положений конвенций и соглашений всё-таки не хватает некоторых подзаконных актов.
Необходимый перечень НПА должны составить в самом начале работ, ещё на этапе подготовки межправительственного соглашения по строительству АЭС, заключила Ирина Тажибаева. Утвердить документы должны постановлением правительства.
Другие эксперты отметили, что в Казахстане уже созданы следующие элементы ядерной инфраструктуры:
- приняли обновленный закон об использовании атомной энергии;
- создан и работает регуляторный орган – Комитет по атомному и энергетическому надзору и контролю; имеются организации технической поддержки регулятора;
- страна стала участником основных международных конвенций и соглашений в области использования атомной энергии в мирных целях, имеет достаточно хорошо развитию законодательную базу;
- назначили министерство (Министерство энергетики РК), несущее всю полноту ответственности за создание и поддержание на необходимом уровне всей ядерной инфраструктуры в стране;
- озвучен возможный регион (район) строительства будущей АЭС;
- сделали расчёты и провели соответствующий анализ потребностей в электроэнергии до 2035 года.
Для справки: в регулируемые сферы деятельности МЭ РК входит мирное использование атомной энергии, обеспечение ядерной, радиационной и ядерной физической безопасности объектов использования атомной энергии, радиационной безопасности населения.
Подведя итог, эксперты вновь обсудили возможности, предстоящие трудности и кадровый вопрос в контексте строительства АЭС. Организатор семинара – «Казахстанские атомные электрические станции», принадлежащее АО «Самрук-Казына», а также Союз инженеров-энергетиков.
Лента новостей
- Бывшему заместителю акима Шымкента Максуту Исахову вынесли приговор
- Землетрясение почувствовали в Алматы
- Бывший аким признался в получении взятки
- «Нет возможности восстановить дорогу» — власти ответили протестующим сельчанам в Атырауской области
- Полиция обратились к выпускникам и их родителям
- Президент Ирана Ибрахим Раиси погиб в авиакатастрофе
- Большая распродажа Тимура Кулибаева
- Ерулан Жамаубаев назначен советником президента
- «Вертолёт президента Ирана полностью сгорел», — Reuters
- Стрельба на выпускном в США: есть пострадавшие
- Поиски вертолёта президента Ирана: что известно к этому часу
- «Пусть приедет аким!» В Атырауской области протестует ещё одно село
- В ЗКО дорожники незаконно добывали грунт
- Казахстан проиграл США на ЧМ по хоккею
- Дождь, град и порывистый ветер: в ДЧС предупредили алматинцев о надвигающейся грозе
- Власти Ирана сформировали новое чрезвычайное правительство
- В Екатеринбурге самолёт наехал на мужчину
- Вертолёт с президентом Ирана Ибрахимом Раиси совершил жёсткую посадку
- В Атырау скорая столкнулась с легковушкой
- Как мусульмане готовятся к хаджу и сколько он сейчас стоит?