Участником накопительной пенсионной системы я стала с 1998 года, с момента ее введения. Ну, как стала? Нас ведь никто и не спрашивал. В один прекрасный день бухгалтер павлодарского телеканала КТК -7, где я работала, объявила, что 10% от заработной платы отныне будут отчислять в накопительный пенсионный фонд. Посмеявшись, что до пенсии нам еще надо дожить, я даже не задумывалась: как, зачем и куда уходят эти деньги. Мы подписали какие-то документы. Я взрослела, меняла места работы, росла и моя заработная плата. Через несколько лет это стало меня беспокоить, поскольку вместе с зарплатой увеличивались и отчисления. Тогда старшая коллега предложила успокоиться и воспринимать это как «еще один налог». Единственное, за чем я очень строго следила: в какой частный пенсионный фонд уходят мои отчисления. Однажды даже собиралась судиться с работодателем, который «добровольно-принудительно» хотел затащить в очень сомнительный пенсионный фонд.

И как оказалось, была права: позже у фонда отозвали лицензию. В 2000-х один «махинатор» предлагал мне «вытащить» мои пенсионные накопления. Конечно, за вознаграждение. Для этого я должна была перевести счет в один очень сомнительный частный пенсионный фонд. Я, конечно же, отказалась. Каких только «мутных схем» тогда не придумывали, даже предлагалось на время сменить гражданство. Все эти годы о том, что я смогу законным способом воспользоваться частью своих пенсионных накоплений прежде, чем выйду на пенсию, не было и речи. И вот свершилось. Я очень внимательно следила за всеми этапами этого процесса: от заявления президента Касым-Жомарта Токаева до принятия закона и выработки правил. Но подавать заявления в первые же дни я не торопилась.

И опять, как оказалось, была права. Социальные сети пестрили постами об ошибках граждан при подаче заявления и ошибках в системе электронной подачи заявки. Для начала мы с супругом в личном кабинете на сайте enpf.kz выяснили сумму пенсионных накоплений, превышающую порог достаточности, который можно использовать на погашение ипотеки. 23 января муж подал заявление на платформе enpf-otbasy.kz об уступке накоплений родственнику. Стоит отметить, что он выбрал опцию уплаты подоходного налога с использованных средств после выхода на пенсию. Параллельно мой «созаемщик» скачал приложение «ЖССБ 24», но открыть специальный счет в приложении сразу же не получилось. Пришлось звонить в справочную службу на сайте банка с использованием сервиса видеозвонка

Спецсчет открыли сразу же в процессе звонка. Через два дня заявку передали в ЕНПФ. 1 февраля вся запрашиваемая сумма поступила на спецсчет в «Отбасы банке». Уже после на enpf-otbasy.kz супруг загрузил свое и мое удостоверение личности и свидетельство о браке и подписал документы электронной цифровой подписью. Одновременно заявку на погашение задолженности по ипотечному займу подала и я. Пока мои пенсионные были в пути, я подписала своей ЭЦП согласие на уступленную мне сумму. 9 февраля пришли и мои «пенсионные излишки». Я приготовилась к загрузке документов. Но поскольку моя ипотека была оформлена в «Жилстройсбербанке» ( ныне – «Отбасы банк»), то никаких файлов не потребовалось. Следующим шагом стало бронирование даты и времени посещения банка. Операцию по погашению ипотеки проводят лишь до 17.00, поэтому была выбрана дата бронирования 12 февраля, 15:00. В SMS-сообщении не было ни слова, что в это время мы просто должны быть в здании банка. Все это время я была настроена оптимистично: ведь весь процесс автоматизирован. Но не тут-то было. Начитавшись рекомендаций о необходимости быть у менеджера ровно в 15:00, в 14:45 я была на месте. Столичное отделение на Кошкарбаева, 26 напоминало пчелиный улей. На входе не было привычной для общественных мест термометрии, как будто в отдельно взятом отделении уже объявили о полной ликвидации пандемии COVID-19. Очередь увеличивалась и увеличивалась, но к менеджерам не запускали. «Талоны начнем выдавать ровно в 15:00», – сообщил мне служащий «Отбасы банка». Все мои доводы о периодическом входе-выходе Нур-Султана в красную зону по заболеваемости коронавирусом и о 131 официально зарегистрированном заразившемся за сутки разбились о томное: «Это распоряжение руководства». К моменту начала выдачи талонов в маленьком помещении уже яблоку негде было упасть, ведь в холле своей очереди ожидали клиенты, приглашенные на 14:00: пожилые люди, кормящие мамы, пытающиеся отвернуться и прикрыться, «работающие на удаленке», живо обсуждающие вопросы по видеоконференцсвязи, торопящиеся на работу госслужащие. Термометрия была лишь при выдаче талона. Подумаешь, какая мелочь: люди 15-20 минут стояли «вприлипку» друг к другу. Менеджер нас принял в 15:30. Надо отметить, что сама выдача документов заняла в общей сложности минут 10-15. Сотрудник был предельно вежлив, и все его действия были буквально отточены. Погасив часть ипотеки, я стала счастливой обладательницей нового графика оплаты займа, и мой ежемесячный платеж ощутимо уменьшился: почти на 50 тысяч тенге. Конечно же, руководство «Отбасы банка», находящееся в Алматы, за короткий период провело беспрецедентную подготовку. Но на местах, при прохождении финального этапа, вся автоматизация – это служащие, которым руководство отделения поручило выдавать талон ровно по времени, выжидая, пока страждущие заполнят все тесное помещение. Если в ближайшее время в столице будет всплеск заболеваемости, знайте: свою посильную лепту внесло и отделение «Отбасы банка», расположенное по адресу: ул. Кошкарбаева, 26.

Поделиться: